• Уважаемые посетители! Вы находитесь на сайте, который посвящен тибетской практике «Око возрождения». Другое название: «Пять тибетских жемчужин». Практика «Око возрождения» является мощной системой оздоровления, омоложения, очищения и повышения энергетики организма. Регулярное выполнение 5 ритуалов может не только восстановить ваше здоровье, но и дать вам новые возможности в духовном и энергетическом плане. На сайте, в файловом архиве «Ресурсы», вы можете скачать книгу Питера Кэлдера «Око возрождения», и «Пять тибетских жемчужин» Кристофера С. Килхэма. А также почитать интересные статьи близкие по теме. Данный сайт создан для общения людей заинтересованных этой практикой, а также для популяризации данной методики оздоровления. С уважением, администрация сайта.
  • Для регистрации на форуме используйте Телеграм-канал - «Око возрождения»

Взгляд на ОВ через Йогу

Регистрация
27 Апр 2008
Сообщения
1,380
Вот решил написать текст по такой теме в виде «вопрос-ответ» для удобства изложения. Вопросы выбраны те, которые меня заинтересовали, и те, на которые можно было найти более или менее вразумительный, с моей точки зрения, ответ. Все утверждения могут являться поводом для дискуссии и не претендуют на истину даже в пред-пред-предпоследней инстанции, а выражают исключительно субъективное мнение (ИМХО), которое вполне может со временем измениться. Главная цель прояснить мысли в голове по этому вопросу, а для этого нет лучше способа как их записать. Несмотря на очевидную корыстность моей цели, вполне возможно, что кто-то сочтет эти записи полезными (или наоборот оскорбительными), но это, извините, второстепенно. Все, упомянуты в тексте материалы по йоге, взяты из открытой библиотеки на сайте школы Анандасвами http://www.openyoga.ru/ . Сообщения буду добавлять по мере набора.

Начну с общих положений, поскольку, не определившись с терминологией, можно увязнуть в мелочах и недосказанности определений.
В: ОВ – это йога или нет?
О: Любое действие может быть йогой, а может и не быть. Важно не ЧТО, а КАК. Например, подметание пола может быть йогой при соблюдении определенных условий, а стояние на голове или сидение в позе лотоса может быть гимнастикой.
В: Гимнастика – это плохо?
О: Нет, это просто другое, там иные принципы.
В: На какой из видов йог больше всего похоже ОВ?
О: В первую очередь на крия-йогу из-за динамики пяти РД (ритуальных действий). Также есть точки тесного соприкосновения с хатха-йогой и пранаямой. Если практикуется звук ОМ, то также и с мантра-йогой. Список можно продолжить (визуализация, медитация и др.), потом будет подробнее.
В: Что такое крия?
О: Крии – это динамические упражнения, которые выполняются в определенном порядке заданное количество раз или времени. Далее буду ссылаться на небольшой по объему трактат "Тантра Крия Йога" (6 печатных страниц).
 
В: А подробнее?
О: Описание РД в книге П. Кэлдера (ПК) во многом похоже или даже совпадает с описанием некоторых крий. Например, в трактате читаем:
«Обопрись о землю ладонями рук и ступнями ног, согнись в пояснице вверх так, чтобы ноги и руки были прямыми, а голова находилась между рук. Затем прогнись в обратную сторону, чтобы прямые ноги располагались вдоль земли, а спина, шея, голова прогибались назад. Делай так много раз. Этим выведешь застоявшуюся энергию жизни в руках и ногах из сна и введешь её в позвоночник.»
В точности РД-5! Для других РД также можно найти аналоги.
В: Что там ещё интересного?
О: В трактате две страницы посвящены общим рекомендациям для такого рода упражнений и четыре – непосредственно описанию крий. Страницы с рекомендациями для нас представляют наибольший интерес. Вот некоторые из них (конечно лучше прочитать все).
«Если в описании упражнений что-то не разъяснено и ты, о йогин, не знаешь, как поступить, то делай, как хочешь и как можешь. Поэтому, одно и то же упражнение может выполняться разными способами, но приводит к одному результату.» – Описание асан и крий во всех трактатах (начиная с Патанджали) укладывается в 1-2 предложения.
«Во время выполнения упражнений самое главное – это непрерывное ощущение гармонии внутри себя.» – Это читаем и у ПК.
«Если хочешь получить здоровое, красивое тело, делай крия-йогу одетым в небо (в небесных одеждах, т.е. при полном отсутствии одежды).» – Вот оно как ;-). Этот момент можно прояснить с позиции ассоциативных связей (см. ниже).
«Найди свой собственный ритм и помни, что этот ритм так же будет меняться. В один день ты захочешь двигаться быстро и с усилием. В другой же день будешь едва шевелиться. Только лишь ощущения внутренней гармонии подскажут тебе, о славный йог, как надо делать.»
«Боль и крия несовместимы. Если есть боль, нет йоги. Если есть йога, нет боли.»
«Делая крию, достигни состояния, когда тело тебе не мешает, когда ты делаешь, и хочется продолжать делать. Когда Разум не приказывает, а наблюдает, а ты в это время наблюдаешь за Разумом. Это поможет разотождествиться, не считать себя Разумом. Какие бы мысли и эмоции не приходили, не вовлекайся в них, но и не гони, наблюдай за ними. Со временем мыслей станет все меньше и меньше, а ты вплотную подойдешь к состоянию безмыслия. Тогда станешь господином мысли.»
«Не думай о дыхании, пусть оно само о себе позаботится. Когда дойдешь до совершенства в крии, тогда будешь сочетать дыхание и крию.» – В оригинале книги ПК 39-46 гг. также НИЧЕГО не говорится о дыхании. С другой стороны, в трактате отмечается польза дальнейшего сочетания дыхания и движения.
Будем называть «стандартной схемой дыхания» способ, описанный в книгах Кр. Килхэма и А. Сидерского: «вдох в первой фазе РД 2-5 и выдох во второй. На один повтор – один вдох и выдох (кроме РД-1). Задержка дыхания выполняется одновременно с задержкой движения».
«После выполнения всех крий тебе следует лечь на спину или живот для отдыха.» – У ПК насчет отдыха (например, шавасаны) вообще не упоминается.
 
Уважаемый evleo,:) спосибо за очень интересные выкладки. Я не настолько люблю йогу, чтоб ее отдельно изучать. А вот вопросы, конечно, возникают, особенно в связи с практикой Око. Был бы вам очень признателен если ответите на пару вопросов. Хотелась бы знать мнение иоги по ним.
1.Можно ли делать пранаямы:полное, ритмическое и т.д. при динамических упрожнениях?
2. Можно ли начинать пранаямы предворительно не дождавшись пока дыхание успокоится?
Т.е. меня интересует, что думают признанные класики йоги, традиционная йога. Заранее благодарен!!!:)
 
Спасибо вам за проявленный интерес. Вопросы по пранаяме одни из самых трудных. Я постараюсь ответить НЕ от себя. Сначала коротко, потом как написано в текстах, в упомянутой библиотеке есть соответствующий трактат по пранаяме. Вы по цитатам сами сможете сделать вывод.
1) Да, но динамические упражнения и пранаяма должны быть успешно освоены до этого по отдельности и они должны гармонично сочетаться.
2) Нет.
Дело в том, что пранаяма не сводится только к работе с дыханием. Пранаяму следует отличать от дыхательной гимнастики, что тоже не плохо, развитие лёгких, кислород и т.п. Дыхательное движение даёт некий нервный импульс, который передаётся на тонкие структуры, которые, в свою очередь, обращаются к источнику праны, и, в обратном порядке, этот источник праны возвращается. Если в крия-йоге ключевое слово – гармония, то в пранаяма йоге – это гармония, помноженная на гармонию. Можно до потери пульса дышать, например, 1:4:2, но без толку. Если мы научимся ухватывать в себе тот переход, когда движения лёгких переходят в нервные импульсы, а нервные импульсы приходят в некие импульсы, заставляющие привлечь очередную порцию праны, если мы интуитивно внутри себя нащупаем вот эти переходы от грубого дыхательного движения к тонкому поступлению праны и как только мы нащупали, начинаем усиливать, делать какие-то движения сильнее, то соответственно праны к нам приходит больше.
Понимаю, что звучит "крайне туманно", мало людей кто реально, практически разбирается в этом. Я и близко нет, хотя делаю иногда, но так - для эксперимента и как дыхательная гимнастика, может техника потом пригодится.)))

Ниже приведу список рекомендаций из трактата по пранаяме. Требования более, чем ЖЁСТКИЕ.
Правила выполнения Пранаямы.
1. Отключи мозги. Отдайся ощущениям. Энергия выведет сама.
2. Не форсируй, не спеши, иначе будут болезненные реакции.
3. Найди свой собственный ритм.
4. Начинай заниматься на улице.
5. После занятий отдых, перераспределение энергии, не будешь этого делать, ничего не достигнешь.
6. Строгая диета (личная диета), отсутствия консервантов.
7. Вы не должны работать ни слишком много, ни не работать вообще.
8. Если практикуешь аскетический метод, воздержись от секса.
9. Контроль в общении с окружающими. Любыми способами избегай общения с кем не нравиться. Сделай всё возможное. Сократи общение до минимума.
10. Желательно одно и тоже время и место. Время и место должны быть подходящими.
11. Сочетай Пранаяму с другими йоговскими практиками.
12. Как только прана в определенном месте съедена, необходимо покинуть это место, тогда избежишь болезни. Покинь место минимум на 15 минут.

Упражнение по набору энергии Сукшмапурвака – попеременное дыхание. Закрой правую ноздрю большим пальцем правой руки, вбирай воздух через левую ноздрю, затем зажми левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем левой руки, задержи воздух настолько, насколько приятно, выдыхай через правую ноздрю, убрав палец. Это половина процесса. Теперь вдыхай воздух через правую ноздрю, задержи воздух, как и раньше, зажав ноздри, и медленно выдыхай через левую ноздрю, не используя указательный и средний пальцы. Эти движения составляют одну пранаяму.
Делай их по 20 раз утром и вечером. Эта пранаяма устраняет все болезни, очищает каналы, делает разум устойчивым в концентрации, улучшает пищеварение, аппетит, помогает управлять сексуальной энергией, пробуждает кундалини.
 
Не могли бы уточнить при динамических упражнениях какие виды пранаями применяются? Не все же?:)
 
Например, в традиции Аштанга-йоги динамические упражнения всегда сопровождаются удджайи-пранаямой. Считается, что глубокое ритмичное дыхание разжигает внутренний энергетический огонь, исцеляя тело и наполняя его теплом. Дыхание удджайи помогает уму сконцентрироваться и успокоиться. Я использую такое дыхание в практике ОВ.
Выполняется как удлиненное дыхание носом, когда голосовая щель частично перекрыта, образующееся в ней характерное шипение похоже на шум морских волн (тихое); как бы на вдохе с закрытым ртом произнося «со-о-о-о», а на выдохе – «ха-а-а-м».
 
В: Что такое ассоциативная связь и что по этому поводу пишется у ПК?
О: Ассоциативная связь возникает вследствие иллюзорного представления, когда мы считаем что-то одно чем-то другим, и между двумя этими вещами как бы возникает связь. Ассоциативные связи могут возникать где угодно, когда угодно, проходить через что угодно и по ним начинает течь наша прана. Возникает необходимость вытащить энергию или сознание и разорвать ненужные ассоциативные связи, а наоборот создать нужные. С точки зрения ассоциативных связей принцип гармонии можно интерпретировать следующим образом: когда нужно устанавливать ассоциативные связи, а когда их нужно рвать.
В книге ПК 39-46 гг. это неоднократно упоминается.
«Теперь – сказал Полковник, помолчав – мне бы хотелось затронуть еще одну тему, которая может быть названа «Уничтожить в себе старика»Если бы было возможно взять человека и вытащить из его дряхлого умирающего тела, и поместить его в тело пышущего здоровьем 25-летнего человека, то я глубоко убежден, что старик, которым он позволил себе стать, останется стариком даже в новом, здоровом и молодом теле.Он должен побороть «старика» и выдрать его из себя с корнем. Таким образом, господа, с настоящего момента вы должны избавиться от «старика» угнездившегося внутри вас. Как? Очень просто. Прекратите поступать «по-стариковски».»
Далее идут известные рекомендации относительно осанки, походки, веса тела и т.п. Кроме того в неявной форме ассоциативные связи присутствуют и в описании РД-1. Это даёт возможность предположить, что вращения, в частности, выполняются в начале практики для уничтожения накопившихся ненужных ассоциаций.
«Первый Ритуал – продолжил Полковник – прост. … Когда мы были детьми, то применяли его в нашей игре.»
Для способности управлять своим физическим телом (или чем-то другим) важно разотождествиться с ним, т.е. перестать считать себя своим проявлением, в данном случае своим физическим телом. Также для этой цели могут применяться элементы мантра-йоги. Например, мантра сознания «Я Брахман (Абсолют) и ни что иное» или подобная в паузе после РД-1. Отметим, что в книге ПК 46 г. издания в последней главе о мантраме изложены сходные идеи. Кроме того, направленность сознания на Высшее поддерживает правильные (т.е. уместные в данной ситуации) эмоциональный фон и настрой на практику.
 
В: И всё-таки как следует практиковать ОВ с точки зрения йоги? Какие есть методы и в чём их суть?
О: Существует два способа выполнения любого упражнения. Это так называемые метод Энергии и метод Сознания. Можно сказать материнский и отцовский методы. Только комбинирую эти методы можно достигнуть гармонии. Более подробно можно прочитать в "Повествовании о Хатха Йоге" (11 печатных страниц). Как и выше больший интерес представляют общие рекомендации, а не описание конкретных асан. Ниже приведены некоторые цитаты из этого трактата.
«Ты можешь практиковать все упражнения в йоге материнским методом (энергии), либо отцовским методом (сознания). В трактатах сказано, что подобно тому, как для рождения ребенка нужны мама и папа, так и для постижения йоги нужно практиковать упражнения и методом энергии, и методом сознания.»
«Мудрые говорят, что лучше всего начать изучать позы методом энергии.»
Метод Энергии заключается в том, чтобы целиком и полностью довериться своим ощущениям и стараться максимум выжать наслаждения из своего тела. Примерно так же, как мы утром потягиваемся и зеваем, мы как бы выжимаем из себя наслаждение. Минимум заставлять себя, максимум следовать по тому пути, который показывают нам наши внутренние ощущения. В методе Энергии важно никуда не спешить.
Не всегда получается аналитически понять что и для чего мы делаем в методах Энергии. И если мы наметили себе выполнять методом Энергии некоторое время, то в это время, во время выполнения не надо анализировать (конечно, можно анализировать, но вторично, не в ущерб самому выполнению). Анализировать методы Энергии надо после того как позанимался ими и теперь погружаясь в позу методом Сознания, можно увидеть результат от методов Энергии. Результат будет такой, что меньше будет препятствий в методах Сознания.
Метод Сознания – это когда мы начинаем сами себя преодолевать. Вот сейчас моё тело меня не слушается, а я буду его преодолевать. И я делаю ту же самую позу, но уже делаю с усилием, преодолевая сам себя. Понятно, что мышцы сопротивляются, это усилие. Но это усилие, а ненасилие. Есть разница между усилием и насилием. На заднем плане при этом вы должны ощущать радость от преодоления самого себя. Мы теперь видим себя так, как хотели бы выглядеть, и заставляем свое тело подчиняться.
Метод Сознания включает в себя принцип Совершенства. Как бы ты ни делал упражнение в йоге, если ты пытаешься делать его согласно тем предписаниям, которые ты получил, как бы у тебя ни получалось (растягиваются мышцы или нет и т. д.), ты делаешь его совершенно. Даже если внешне оно и не похоже на то, как его предписывают делать. Сам факт выполнения делает его совершенным, но, безусловно, от подхода к подходу это совершенное выполнение будет видоизменяться до тех пор, пока не достигнет неизменного совершенства. Поэтому понятие выполнять упражнение «неправильно» в некотором смысле некорректно.
«Славный йог может также использовать два этих метода одновременно. То есть, начать выполнять упражнения методом энергии, отдавшись ощущениям, а завершить методом сознания, заставляя себя. Либо наоборот: начать выполнять методом сознания, принуждая себя, а заканчивать методом энергии, позволяя себе насладиться ощущением при выполнении. В дальнейшем же этот славный йог определяет для себя, какие упражнения делать материнским методом энергии, а какие отцовским методом сознания. А какие упражнения двумя этими методами.»
«Человек, практикующий эту йогу только лишь методом энергии, склонен скатываться в инертность и пассивность. Если же он практикует только лишь методом сознания, он скатывается в фанатизм, то есть в излишнюю активность и навязывание своих взглядов другим. Лишь между двумя этими методами проходит узкая тропинка достижения высшего результата в йоге. Поэтому, мудрые говорят: отбрось крайности – и ты достигнешь успеха, уравновесь материнский принцип отцовским методом – и родишься как бессмертный совершенный йог.»
«Следует завершать выполнение упражнений в йоге драгоценной позой – шавасаной. Как никакая другая, эта поза дарует успех в йоге. Если знаете шавасану, вы знаете все позы. Не зная же ее, трудно достичь успеха в йоге. Поэтому, слушай, о достойный ученик! Положи свое тело на пол. Распусти свои мышцы, свое лицо и так, подобно трупу, находись в этой позе долго. Старайся не дышать, тогда не останется даже мысли. Эта поза дает успокоение разума, восстанавливает энергию, перераспределяет ощущения. Как главный алмаз в короне, шавасана – самая важная асана среди других поз. Считай, что ты умер. Затем плавно возвращайся в жизнь. Начни с дыхания, потом осознания и лишь потом тела. Никогда резко не вскакивай. А если вскочил, сделай успокаивающие упражнения. Практикуй эту позой всегда, пренебрегать ею безумие.»
 
Например, в традиции Аштанга-йоги динамические упражнения всегда сопровождаются удджайи-пранаямой. Считается, что глубокое ритмичное дыхание разжигает внутренний энергетический огонь, исцеляя тело и наполняя его теплом.
Описание техники дыхания туммо:
При этом ягодичные мышцы сокращаются, и человек как бы слегка подпрыгивает. Такие выдохи (подпрыгивания) делаются до появления жара во всем теле. Теперь вспомним, что правильная пранаяма — это создание в крови повышенного содержания углекислоты. Поэтому следующий этап — вдох и задержка дыхания. Имеющийся в легких кислород перерабатывается в углекислый газ. На данном этапе жар усиливается. Этот жар из легких аналогичен тому, который возникает при дыхании холодным воздухом. Ведь охлаждение действует на организм через пониженное содержание кислорода в периферической крови.


Убеждаюсь в очередной раз в том, что для практики техник дыхания нужен инструктор.
Книга это прекрасно, но инструктор есть инструктор.
 
Согласен, толковый инструктор это лучше всего. Как промежуточный вариант ))), вот ещё цикл видео-уроков по технике дыхания http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3446990 . Там содержание 33х уроков для ознакомления и выбора заинтересовавших. Я смотрел в другом месте, кому будет интересно найдёт поиском приемлемый вариант.
По технике туммо интересная статья йога-физиолога http://journal.spbu.ru/?p=1179 .
 
«Если хочешь получить здоровое, красивое тело, делай крия-йогу одетым в небо (в небесных одеждах, т.е. при полном отсутствии одежды).» – Вот оно как ;-).
Чему стоит поучиться у американцев, так это на всём делать деньги :) , подать как собственную находку и запатентовать! Вот статья "Снимаем одежду – познаем себя!" http://www.yogalife.by/articles/yoga/1522 : 200$ за 1 час занятий - круто даже по западным меркам.
 
В продолжение темы о методах Сознания и Энергии.
В: А поконкретней?
О: Итого, в нашем случае гармония это:
  1. Это радость от выполнения, радость от преодоления или радость от позволения.
  2. Это собственный ритм выполнения.
  3. Это ощущение правильности выполнения, даже если то, как происходит текущее выполнение, отличается от общепринятых норм.
  4. Это уместность действия, напряжения и отдыха, расслабления.
Это всё перекликается с рекомендациями из книги ПК:
«… и превыше всего, он никогда не должен перенапрягаться. Если занимающийся выполняет ритуалы в легкой и непринужденной манере, то результаты не заставят себя ждать …»
Чтобы найти гармонию во время выполнения, нужно спросить себя: «А чувствуйте ли вы радость от такого выполнения?»
Например, вы выполняете максимально интенсивно так, что уже ощущений не чувствуете и, вдруг, приходит мысль: «А правильно ли я выполняю? Ведь йога это ощущения, это мир и спокойствие". Спросите себя: «А нравится ли вам такое выполнение? Считаете ли вы сейчас это нужным для вас?» И если да то вы выполняете правильно и гармонично.
Или, наоборот, вы выполняете очень медленно, еле-еле двигаясь и, вдруг, приходит мысль: «А правильно ли я выполняю? Ведь, это же, наверное, лень. От такого выполнения не будет результатов мышцы не накачаются, тело не раскроется, красотой не засияет и счастьем не наполнится». Спросите себя а нравится ли вам такое выполнение?» Считаете ли вы сейчас это нужным для вас? И если да то вы выполняете правильно и гармонично.
Если вы прибываете в состоянии раджаса (избыточная активность, раздражительность), то выбирайте в большей степени материнский метод. Если в состоянии тамаса (лень, апатия)– отцовский. Если ваше состояние саттва (баланс и гармония), то применяйте комбинацию методов в равной пропорции. О времени занятий написано следующее.
«Не жди благоприятного времени для практики крия йоги, начни выполнять ее незамедлительно. Если ты не делаешь йогу – время твой враг, если ты делаешь йогу – время твой защитник.»
Но наиболее сбалансированным временем для практики обычно считается рассвет и закат. Утро (после восхода) благоприятствует методу Сознания, а вечер (после заката) – методу Энергии. Но, как написано выше, это не должно быть определяющим фактором.
 
  1. Это радость от выполнения, радость от преодоления или радость от позволения.
  2. Это собственный ритм выполнения.
  3. Это ощущение правильности выполнения, даже если то, как происходит текущее выполнение, отличается от общепринятых норм.
  4. Это уместность действия, напряжения и отдыха, расслабления.
evleo, всё эти четыре признака возникают автоматически если в ходе выполнения Ока да и вообще чего либо ни было в том числе и атлетической гимнастики, пранаямы, чистки зубов, бритья и т.п одновременно без всякого усилия осознавать по возможности ощущение всёго своёго тела, его положения, движения, так осознавая как получается без усилий, акцентируя внимание на том ощущении в теле на котором считаешь нужным а к возникающим мыслям относиться как - это всего лишь мысл(и)ь и ничего больше; к дискомфортным ощущениям (к примеру в медитативной позе) - это всего лишь ощущение и ничего больше; присутствуя в моменте. Тогда любое дело не только само сабой выполняется оптимально и эффективно но и доставляет удовольствие. А если после этого ещё отдохнуть в таком режиме то вообще хорошо становится. ))
Это как вариант), я так делаю.
 
Serius, мне кажется осознавание лучше сперва осваивать отдельно, по крайней мере сперва понять суть. Внимательность сама по себе требует энергии, по-крайней мере в самом начале познания.
 
Serius, мне кажется осознавание лучше сперва осваивать отдельно, по крайней мере сперва понять суть.
Адилхан, пожалуй ты прав, я несколько лет занимался АТ, в ходе релаксации в этой технике требуется осознавать одновременно всё тело с приимущественным осознанием области тела на которую оказываешь воздействие, если честно я уже толком и не помню сложно это или нет.
 
В: Почему упражнения именно такие как есть и именно в таком порядке?
Сначала немного о пране. У нас есть три группы тел – грубое (физическое), тонкое и причинное, соединены они с нашим Я праной. Изначальная прана делится на несколько видов для осуществления разных функций организма.
«Джаланхарой (опускаем голову и плотно прижимаем к груди, как вариант, подбородком надавливаем на область ямочки) и мула бандхой (сокращаем, подтягиваем промежность) две составляющие сливаем вместе, то есть получилась смесь наиболее близкая к изначальной пране, а изначальная прана поистине могущественна. Потом, втянув стенку живота, добавили другие составляющие, получилась исходная прана, если она куда-то направляется, то мгновенно всё излечивает, дыры латает.»
В РД-2 это происходит естественным образом и мы автоматически концентрируемся на пупочном центре. К тому же именно вдох считается способствующим набору энергии. Разумеется всё это справедливо при наличии гармонии. В этом РД начинается активная проработка пупочного центра.
«Область пупка очень важна с точки зрения жизненности. Наша физическая жизнь целиком зависит от пупочного центра. Если болезнь, то это значит сбой в пупочном центре. … Получив энергию, жизненный огонь в пупочном центре начинает вспыхивать с новой яростью, резко повышается иммунитет организма.»
Отметим, что ПК именно при описании этого РД упоминает о силе, здоровье и выносливости. Да и в старорусском языке слова «жизнь-живот» близки, практически синонимы. Отсюда выражение «не щадя живота своего».
В: А РД-3 после РД-2?
 
...В РД-2 это происходит естественным образом и мы автоматически концентрируемся на пупочном центре....
Почему Левин рекомендует концентрироваться на солнечном сплетении? evleo, ваше мнение?
 
Возможно, по сути это нижняя половина туловища. А +/- 10 см не принципиально. Считается, что Энергия "расположена" внизу. Внимание автоматом направлено туда, где напрягаются мышцы. В РД-2 это естественным образом получается живот. Думаю мы не достигли такой степени управления энергией, чтобы в динамике точечно направлять её Сознанием. Да и не нужна, наверное, такая точность. Скорее речь выше идёт о погружении в естественно возникающие ощущения, а не о сознательной концентрации.
 
Возможно потому, что в сплетении находится один из центров энергии, правда я в йоге не силен, и еще возможно гораздо важнее сознание удерживать на осознавании своего тела и его ощущений во время выполнения ритуалов, тогда нет утечки энергии в виде блуждающих мыслей. Мне по крайней мере это помогает.
 
  • Like
Реакции: zura
Ну дык это разные чакры - отсюда и непонятки.
 
У даосских товарищей просто и практично - нижний дяньтань, без выпендрёжа, одно название (принцип, концепция) на все три нижние чакры.;)

Всё, что касается чакр, каналов и т.п. очень условно, надуманно. Это всё-равно, что в трёхмерном пространстве изображать четырёхмерный куб - теоретически нарисовать развёртку можно, но это совсем не то.
Когда говорят, например, вот муладхара красная чакра - мы ведь реально НЕ считаем, что она вообще имеет какой-то цвет. Просто это ассоциации - красный цвет жизни. Так же само и с пространством. Т.е. главное это ассоциация с Энергией, кому-то удобней на пупке, кому-то выше. Вот если бы предлагалось сосредоточиться на голове - другое дело. У нормального человека тут ассоциация с Сознанием.
 
В: А РД-3 после РД-2?
О: Если после описания РД-2 в оригинале книги ПК делал акценты на физическом здоровье, то после описания РД-3 говорится о Силах Добра, помощи всему Миру и преодолении невежества.
«Ламы, особенно в этом монастыре, выполняют огромную работу для нашего мира. … Однажды мир проснется и узнает, что невидимые силы – Силы Добра – делали всё это время для людей. … Уже сейчас усилия этих обновленных людей формируются в Несокрушимую Силу. Для мира начинается Новый День, он уже здесь. … Большая часть человечества, даже в самых просвещенных странах, как Америка и Англия, до сих пор находится в невежестве Средневековья. Однако эти люди предназначены для лучшей жизни и славных свершений, и чем скорее они взойдут на следующую ступень, тем скорее наш мир станет лучше.»
Возникают вопросы: «Зачем это всё рассказывается? Какая тут связь с физическими упражнениями и здоровьем?». Может показаться, что автор уходит в сторону от главной линии повествования, но в йоге считается, что
«наш эволюционный шаг целиком зависит от сердечного центра.»
В РД-2 на вдохе происходит раскрытие именно в грудном отделе, на котором естественным образом сосредотачивается внимание. Таким образом, в этом РД прорабатывается следующий центр – сердечный. Здесь же появляется движение головы назад.
«Есть ещё одна бандха, которая называется вдох с небес (встречаются и другие названия). Выполняется она так голова запрокидывается назад. Это нужно для того, чтобы часть энергии не была поглощена паразитическим мышлением и не потерялась. Мы резко ограничиваем деятельность высших центров, нам они сейчас не нужны, думать надо было раньше, а сейчас мы полностью уходим в энергию.»
На выдохе идут джаландхара и мула бандхи, которые не дают энергии рассеяться из сердечного центра. ПК не говорит о мула бандхе. Возможно потому, что считается хорошо, когда практикующий естественным образом переоткроет её в своей практике. Другими словами, когда спонтанно возникнет желание слегка подтянуть промежность при выполнении асан, пранаям или крий. Также возможно и целенаправленное освоение бандх, но начинающих это будет больше отвлекать и напрягать, чем принесёт пользы – тело должно быть готово, т.е. предварительно достаточно хорошо проработано асанами, криями и т.п.
П.С. При выполнении мула бандхи должна подтягиваться и лобково-копчиковая мышца. Самый простой способ найти эту мышцу заключается в остановке мочеиспускания при сжатии мышц таза. Считается, что техника такой задержки является простым способом укрепить такую мышцу и тем самым улучшить половую конституцию, в том числе и у женщин.
 
о Силах Добра, помощи всему Миру и преодолении невежества
...
и тем самым улучшить половую конституцию,
Вот так всегда - только начнёшь о Силах Добрах и всё сводится к половой функции.:)
 
Ничего-ничего, мир крутится вокруг этой самой функции, пусть не все и признают. ;)