• Уважаемые посетители! Вы находитесь на сайте, который посвящен тибетской практике «Око возрождения». Другое название: «Пять тибетских жемчужин». Практика «Око возрождения» является мощной системой оздоровления, омоложения, очищения и повышения энергетики организма. Регулярное выполнение 5 ритуалов может не только восстановить ваше здоровье, но и дать вам новые возможности в духовном и энергетическом плане. На сайте, в файловом архиве «Ресурсы», вы можете скачать книгу Питера Кэлдера «Око возрождения», и «Пять тибетских жемчужин» Кристофера С. Килхэма. А также почитать интересные статьи близкие по теме. Данный сайт создан для общения людей заинтересованных этой практикой, а также для популяризации данной методики оздоровления. С уважением, администрация сайта.
  • Для регистрации на форуме используйте Телеграм-канал - «Око возрождения»

Стойка на голове

Регистрация
11 Июн 2007
Сообщения
434
Возраст
49
Адрес
NL, Eindhoven
Всем привет.
Стойку на голове называют королевой асан. Я вечером ее делаю перед сном.
После нее спится лучше и меньше, да и на щитовидку она благотворно должна влиять.
Такой вопрос - ктонибуть еще выполняет? Как держать руки? На что обращать внимание чтобы неполучить проблем с шейнным отделом? У меня чегото второй день ощущается чтото с позвоночником между лопаток, но может это от 3-го РД.

Поделитесь опытом и просто мыслями, спасибо
 
Стойка на голове имеет и свои противопоказания. Если интересно, пишите. Вечером дома посмотрю.
 
Интересно. И не только противопоказания, а еще и возможные ошибки выполнения.
 
Это вы мне?
Я пока сикретов в отношении этой асаны не имею, в силу малозначительности опыта ее выполнения. :)
 
Это вы мне?
Я пока сикретов в отношении этой асаны не имею, в силу малозначительности опыта ее выполнения. :)
В таком случае, возможно найдутся специалисты в этой области. Это очень интересно.
 
Противопоказания:нельзя выполнять во время болезни и сразу после нее,очень осторожно делать тем, кто имеет слабое сердце, нельзя делать при усиленном сердцебиении,при болезнях ушей, слабые каппиляры глаз,ни в коем случае при катаракте,при давлении выше 150 и ниже 100,при запорах,при болезнях щитовидной железы.А вот полусвеча - можно всем, особенно рекомендуется женщинам. Сама я этого ничего не делаю, так что практики не имею. В книжке написано,что в начале можно учиться делать возле стены в углу,что бы не упасть.
 
Противопоказания:нельзя выполнять во время болезни и сразу после нее,очень осторожно делать тем, кто имеет слабое сердце, нельзя делать при усиленном сердцебиении,при болезнях ушей, слабые каппиляры глаз,ни в коем случае при катаракте,при давлении выше 150 и ниже 100,при запорах,при болезнях щитовидной железы.А вот полусвеча - можно всем, особенно рекомендуется женщинам. Сама я этого ничего не делаю, так что практики не имею. В книжке написано,что в начале можно учиться делать возле стены в углу,что бы не упасть.
Хм... Противопоказана стойки при проблемы с щитовидкой? Так она же как раз оказывает на нее позитивное и регулирующее действие...
Полусвечка это стойка на плечах? В этой стойке тоже очень надо аккуратно, чтобы шейный отдел не угробить
 
А что тут не понятно? Инсульт или инсульт глазного дна(слепота). Повторяюсь, извините, в рекомендованной мной книге автор делал стойку по часу и даже на палубе корабля его привязывали чтобы не свалился. Но главное нельзя резко выходить, т.е. опустился, а голову несколько минут вниз опущенной держишь. В детстве да и постарше моя любимая поза на диване вниз головой :) И даже сейчас иногда сплю в позе зародыша, т.е. на спине с прижатыми коленями к груди. В армии меня прозвали Зю "Z" :) По-моему самая есстественная поза для отдыха - когда ноги вверху.
 
Всем привет.
Стойку на голове называют королевой асан. Я вечером ее делаю перед сном.
После нее спится лучше и меньше, да и на щитовидку она благотворно должна влиять.
Такой вопрос - ктонибуть еще выполняет? Как держать руки? На что обращать внимание чтобы неполучить проблем с шейнным отделом? У меня чегото второй день ощущается чтото с позвоночником между лопаток, но может это от 3-го РД.

Поделитесь опытом и просто мыслями, спасибо

стойку делаю как утром так и вечером...утром немного сложнее держать равновесие ))) особенно на начальном этапе.. с того момента как решил ее делать то свободного стояния на голове прошла всего неделя- в шоке был сам и народ, который меня учил..руки сцепляются замком, на начальном этапе лучше для равновесия сделать максимально острый угол между руками..
начинать учиться лучше в углу- потом у стены, затем посредине комнаты, падать назад не больно - просто сгруппироваться и получится кувырок, но в этот момент проблематично расцепить быстро руки из замка - и можно получить неприятные ощущения в шее, когда прокатишься по сцепленным рукам..пока не научился хорошо балансировать - можно руки ставить просто лодочкой-одна в другую...
позвоночник начинает побаливать, если есть искривления, но это скорее результат позитивного воздействия Ока..
 
Артем а по скольку ты стоишь на голове? И как говоришь лучше, руки за голову? Я тоже стойку на голове изредка делаю, но руками(ладонями) упираюсь в пол перед собой.
 
попробуйте пальцы в замок на затылке, локтями упереться в пол. Легко и удобно балансировать.
Главное шею не свернуть ;)
 
Артем а по скольку ты стоишь на голове? И как говоришь лучше, руки за голову? Я тоже стойку на голове изредка делаю, но руками(ладонями) упираюсь в пол перед собой.
3-5 минут за раз...
руки надо сцепить в замок, положить на пол, также положить локти на пол таким образом, чтобы руки образовали угол...чем острее угол тем проще балансировать на начальном этапе, полностью согласен с уважаемым Pa5tor.. и начинайте от стены...тогда поймете, как лучше поставить голову- ближе к ладоням или дальше..вообще советуют голову ставить на точку, на 2-4 см выше линии начала роста волос...
 
Hrust_ray,
вот цитатка, а в файлике всё остальное по ширшасане.

Ширшасана — стойка на голове
[size=12pt]----------- Начало цитаты --------------[/size]
Техника выполнения. Встать на колени, опуститься на четвереньки и положить на пол локти и предплечья. Сплести пальцы в замок и расположить предплечья на полу так, чтобы они образовали угол примерно в шестьдесят градусов. Поставить голову в вершину этого угла макушкой (Рис.2-21.1.1). Поднять таз вверх и попытаться оторвать от пола ноги (Рис.2-21.1.2) Через несколько дней после начала освоения Ширшасаны попытки увенчаются услехом. Когда это произойдет, следует постараться выпрямить туловище вверх с поджатыми ногами (Рис.2-21.2), а затем вернуться в исходное положение. Через несколько дней такой практики стойка на голове с согнутыми ногами не будет вызывать затруднений. Научившись удерживать эту позу в течение 3-5 минут, следует попытаться выпрямить ноги, вытянув все тело вертикально вверх перпендикулярно полу (Рис.2-21.3). Идеальность позы здесь особого значения не имеет, важно только, чтобы равновесие было устойчивым и сохранялось без напряжения. Распределение нагрузки: примерно 20-30 процентов веса тела приходится на голову, упирающуюся в пол макушкой, т. е. САМОЙ ВЕРХНЕЙ точкой, а не передней частью, родничком или теменем (Рис.2-21.1.1), оставшиеся 80-70 процентов веса приходятся на руки. Вытянуться вверх от макушки до пяток. Стараться стоять ненапряженно, дыша естественно.
Выход из Ширшасаны должен быть очень медленным и постепенным. Опустив ноги на пол, необходимо сначала сесть на пятки и только после этого приподнять голову и положить ее на поставленные друг на друга кулаки (Рис.2-21.4). Оставаться в этой позе в течение как минимум минуты, после чего, не делая резких движений, лечь на спину и расслабиться.
После выполнения Ширшасаны ВСЕГДА должно выполняться расслабление лежа на спине — Шавасана! Это входит в практику Ширшасаны. Время расслабления — не менее половины длительности фиксации перевернутого положения.
[size=12pt]----------- конец цитаты --------------[/size]
[size=12pt]СВАМИ ШИВАНАНДА "ЙОГА ТЕРАПИЯ"[/size]
Успехов.
 
СОВЕТЫ ПО ШИРШАСАНЕ

1. В Ширшасане важно не только балансирование. Необходимо неустанно следить за собой, за ежесекундными изменениями в положении своего тела и научиться корректировать их. Когда мы стоим на ногах, не требуется никаких особых усилий, напряжения сил или внимания, поскольку это естественное положение. Однако умение правильно стоять воздействует на нашу осанку и манеру держаться. Поэтому необходимо овладеть умением правильно стоять, как это было указано в примечаниях к Тадасане. Также следует научиться правильно держаться в Ширшасане, ведь неправильное положение в этой асане может вызвать боли в голове, шее и спине.

2. В Ширшасане вес тела должна нести только голова, не предплечья и кисти. Предплечья и кисти используются только для поддержки, чтобы препятствовать утрате равновесия. Если поза правильна, человек ощущает соприкосновение с подстилкой на полу небольшого круглого участка темени (размером с пятикопеечную монету).

3. Затылок, туловище, задняя поверхность бедер и пятки должны образовывать одну прямую линию, перпендикулярную полу, без отклонений в сторону. Горло, подбородок и грудина должны также быть на одной линии, иначе голова сдвинется в сторону или вперед. Что касается переплетенных пальцев позади головы, то ладонями не следует врезаться в голову. Как верхние, так и нижние края ладоней должны быть на одной линии, иначе темя не будет правильно стоять на полу.

4. Локти и плечи должны быть на одной линии, причем локти не следует раздвигать. Плечи нужно поднимать кверху и растягивать в стороны, чтобы они были как можно дальше от пола. Чтобы научиться правильному вытяжению плеч, разнимите переплетенные пальцы, уберите руки из-за головы, расправьте запястья, не двигая локтями. Положите затем кисти на пол ладонями вверх и, не двигая их, коснитесь плеч пальцами, сохраняя равновесие (Фото 191).
Это не только улучшит балансирование, но еще и подготовит к другим вариантам Ширшасаны, описываемым ниже.

5. Что касается положения туловища, то верхнюю часть спины надо выдвигать не только вверх, но и вперед. Поясницу и тазовую область не следует выдвигать вперед, а корпус от плеч до таза должен быть перпендикулярен полу. Если тазовая область выдается вперед, это значит, что вес тела падает не только на голову, но и на локти из-за того, что верхняя часть туловища (грудь) не была как следует вытянута. При взгляде сбоку все тело от шеи до пят должно представлять прямую линию.

6. Следует стараться соединить бедра, колени, лодыжки и пальцы ног. Ноги вытягивать до предела, особенно заднюю поверхность коленей и бедра. Если ноги отклоняются назад, следует напрячь колени и середину нижней части живота над лобком, что поможет держать ноги перпендикулярно полу. Пальцы ног должны быть все время вытянуты кверху. Если ноги отклоняются вперед, следует вытянуть верхнюю часть спины, а область таза слегка отклонить назад, чтобы она оказалась на одной линии с плечами. Тогда вы почувствуете в теле легкость, и эта поза будет давать вам бодрость.

7. Нельзя допускать, чтобы глаза наливались кровью ни во время поднятия ног, ни при стойке на голове. Если такое происходит, значит поза выполняется неправильно*.

* Я обучал этой позе даму 65 лет, страдавшую глаукомой. Теперь она находит, что глаза ее совершенно успокоились, боль в них стала намного меньше. Медицинское освидетельствование обнаружило, что напряжение в глазных яблоках уменьшилось. Я упоминаю об этом, чтобы подчеркнуть, насколько важно правильное выполнение стойки на голове.

8. Время пребывания в Ширшасане зависит от индивидуальных возможностей и от наличия времени в распоряжении занимающегося. Ее можно выдерживать без неприятных ощущений от 10 до 15 минут. Начинающий может сперва оставаться в позе 2 минуты и увеличивать время пребывания до 5 минут. В самом начале трудно сохранять равновесие долее 1 минуты, но коль скоро это достигнуто, начинающий может быть уверен, что скоро будет в состоянии овладеть Ширшасаной.

9. Поднимая или опуская ноги, всегда следует держать их вместе и двигать постепенно, понемногу. Все движения выполняются на выдохе. Вдохи делать в промежуточных позициях. Поднятие и опускание прямых ног (без сгибания в коленях) вырабатывает навыки в медленных, согласованных движениях, при которых контролируется приток крови к голове. Лицо не краснеет, раз нет резких движений; приток крови к пояснице и ногам также контролируется. Тогда не грозит ни потеря равновесия из-за головокружений, ни оцепенение ступней, возникающее при быстром вставании на ноги после стойки на голове. С течением времени все движения - поднятие ног, стойка на голове и опускание ног - станут совершаться почти без усилий. Когда Ширшасана совершенно усвоена, несмотря на то, что тело полностью вытянуто, испытываешь чувство легкости, как при полном расслаблении.

10. Благоразумно сначала полностью овладеть Сарвангасаной (Фото 223), а потом уже браться за Ширшасану. Если хорошо освоены стоячие позы (Фото 1-36) и различные позиции Сарвангасаны и Халасаны (Фото 234-271), то Ширшасана будет выполняться без особых усилий. Если эти элементарные асаны не освоены, овладение Ширшасаной потребует более длительного времени.

11. После того, как Ширшасана освоена, желательно перед выполнением других асан выполнить Ширшасану и ее цикл (Фото 190-218). Этсв обусловлено тем, что невозможно балансировать или удерживаться на голове, если тело утомлено выполнением других поз или если дыхание стало учащенным и прерывистым. Если тело устало или дыхание несвободно и неспокойно, тело дрожит, и равновесие очень трудно удержать. Всегда лучше сначала выполнить Ширшасану, пока свежесть еще не утрачена.

12. После Ширшасаны всегда следует выполнять Сарвангасану и ее цикл. Замечено, что те, кто выполняет только Ширшасану, избегая Сарвангасаны, часто вспыльчивы по пустякам и легко раздражимы. Занятия Сарвангасаной наряду с Ширшасаной помогают контролировать эти черты характера. Если Сарвангасана - это мать, то Ширшасану следует назвать отцом всех асан. И подобно тому как для поддержания мира и гармонии в доме необходимы оба родителя, так и обе эти асаны важны для поддержания здоровья тела и спокойствия и умиротворенности ума.

Эффект Ширшасаны

В древних книгах Ширшасану называют королем всех асан, и доказательство этого нетрудно обнаружить. При нормальных родах первой появляется голова, а конечности потом. В черепе находится мозг, управляющий нервной системой и органами чувств. Мозг является вместилищем разума, знаний, понимания, мудрости и силы. Он - обитель Брахмана, души. Как страна не может процветать без хорошего государя или конституционного правителя, так и человеческое тело не может благополучно существовать без здорового мозга.

В "Бхагавадгите" сказано:
"Возникают из пракрита разом
гуны три - саттва, раджас и тамас;
ими скован, о могучерукий,
тот бессмертный, кто телом владеет "
(XIV; 5).

Все эти качества обусловлены деятельностью мозга, иногда преобладает одно, иногда другие. Голова - центр саттвических способностей, определяющих понимание, туловище - центр свойств раджаса, определяющих страсти, эмоции и действия; ниже диафрагмы сосредоточены свойства тамаса, управляющие чувственными удовольствиями, например, наслаждением пищей и питьем и сексуальными волнениями и радостями.

Регулярные занятия Ширшасаной обеспечивают прилив здоровой чистой крови к клеткам мозга, что обновляет их, оттачивая ум и проясняя мысли. Эта асана помогает тем, у кого быстро наступает умственное утомление. Она обеспечивает надлежащее кровоснабжение таких важных органов мозга, как гипофиз и шишковидная железа, от правильного функционирования которых зависит рост человека, здоровье и жизнедеятельность.

Страдающие бессонницей, потерей памяти, ослаблением жизненной энергии могут восстановить свое здоровье, регулярно и правильно выполняя эту асану. Энергия станет бить в них ключом, легкие получат способность противостоять любым климатическим воздействиям и выдерживать любую нагрузку. Упражняющиеся в этой асане не знают простуд, кашля, тонзиллита, зловонного дыхания и сердцебиения, их тело сохраняет тепло. Ширшасана в сочетании с вариациями Сарвангасаны (Фото 234-271) излечивает от запора. В результате регулярных занятий ею повышается содержание гемоглобина в крови.

При нарушениях давления крови - повышенном или пониженном - занятия не рекомендуется начинать с Ширшасаны и Сарвангасаны.

Регулярные и правильные упражнения в Ширшасане развивают тело, дисциплинируют ум, расширяют духовный горизонт. Человек становится уравновешенным, уверенным в себе, спокойно принимает страдания и удовольствия, утраты и приобретения, позор и славу, поражения и победы.

Б.К.С. Айенгар "Йога Дипика. Прояснение Йоги".
 
Я делаю, довольно лолго, около года, но не каждяй день получается. Раньше была увеличена щитовидка, был узловой зоб, по-моему. через пол-года сходила на анализы - оказалось, что ничего там у меня нет, я связываю это со стойкой на голове. Сначала болела спина, но я продолжала делать. Сейчас дискомфорта нет.
Головой обязательно опираюсь на пальцы, сложенные в замок и стою по три минуты. Но знаю, что лучше делать это дольше!
 
Виктор Бойко. "Йога. Искусство коммуникации"

"...
Сиршасану (стойку на голове) №28, не рекомендуется осваивать без учителя при заболеваниях сердца, сильных деформациях позвоночника, отслоении сетчатки, глаукоме, после тяжёлых черепно-мозговых травм, при эпилепсии, повышенном кровяном давлении, с заболеваниями психики, крови и с плохой физической формой. Сколько бы вы не простояли в первой попытке — несколько секунд или минут — после этого не должно быть остаточных ощущений в шее, позвонки которой подвергаются непривычной компрессии. При установке рук на полу перед выполнением Сиршасаны локти образуют угол не более девяноста градусов (часто бывает так: до входа в позу угол нормален, но в момент отталкивания от пола руки разъезжаются — этого следует избегать). Средина той области головы, на которой нужно стоять, традиционно располагается на четыре пальца выше границы волос на лбу (если они растут как обычно).

Либо на два пальца ниже (по направлению к лицу) от самой высокой точки головы, когда лицо обращено прямо вперёд (постановку головы, показанную Д. Брахмачари в «Yogasana Vijnana», я считаю неверной и опасной!)

На первых порах можно вставать на голову, отталкиваясь от пола обеими ногами либо с помощью не сильного маха одной (вторая предварительно поднята вверх). Впоследствии, когда спина и руки начнут «вытягивать» вес нижней части тела, необходимость в махе отпадает. Наиболее грамотно и безопасно осваивать Сиршасану в углу комнаты, становясь по диагонали так, чтобы можно было при необходимости опираться стопами на стены. Никогда не следует приваливаться к стене! — разве что в самом начале освоения Сиршасаны, иначе вы никогда не научитесь стоять без опоры! Как только баланс более или менее освоен, нужно вставать в Сиршасане возле стены, но, не касаясь её. Если, стоя посреди комнаты, вы вдруг потеряли равновесие, и начинаете падать на спину, следует сгруппироваться как в кувырке вперёд, который, собственно, и получится. Если вовремя расцепить переплетённые в «замок» пальцы, кувырок будет элементарным.

Допустим, я научился вставать в Сиршасане и балансировать у стены. Вначале, касаясь её согнутыми в коленях ногами (туловище и бёдра составляют одну линию), надо просто привыкнуть к новому положению, причём дыхание должно оставаться абсолютно свободным. Затем, слегка опираясь о стену пальцами согнутых в коленях ног (расстояние от головы до стены равно длине участка руки от кончиков пальцев до локтя, становиться вплотную ни в коем случае не следует) и, выйдя одной ногой в вертикаль, потом так же выпрямить и согнутую, отведя её от стены.

Признаком того, что тело поймало ось (перпендикуляр к полу) является лёгкость в теле, вес как бы исчезает, что свидетельствует о правильности позы.

Если поясница излишне прогнута, и вы стоите дугой (таз и ноги завалены назад) либо тело не до конца выпрямлено (ноги завалены вперёд), сразу возникают ощутимые усилия в спине и руках. Когда вертикаль будет устанавливаться автоматом, время выдержки Сиршасаны начнёт спонтанно расти. Вмешиваться в этот процесс ни в коем случае нельзя. Как только комфорт нарушается, и тело начинает терять устойчивость — следует тут же выйти из позы. Для начинающих допустима Сиршасана, позу не следует держать долго. Предписанное кем-то «наилучшее» время — бред, стоять нужно только до тех пор, пока сохраняется лёгкость, неподвижность и комфорт. Оптимальный эффект Сиршасана даёт при выдержке от десяти до (максимум!) двадцати минут, стоять больше просто не имеет смысла. В данной позе (когда она освоена) должны быть:

• полная релаксация и комфорт;

• неподвижность (на стабилограмме видна только работа сердца и дыхания);

• отсутствие явных физических усилий;

• закрытые глаза;

• отсутствие перекосов — симметрия;

• ощущение полной потери веса;

• абсолютно спокойное и незаметное дыхание;

• состояние сознания, близкое к Шавасане.

Когда всё это есть, стойка на голове освоена. Обычно после входа в Сиршасану ощущается прилив крови к лицу, в нём возникает давление, слегка глохнут уши. Если всё в порядке, то через две-три минуты всё это рассасывается. Если нет, следует выйти из позы, лечь на спину, расслабиться и тщательно проанализировать своё состояние. Конечно, когда вначале вы стоите лишь несколько секунд, давление просто не успевает выровняться.

Минут через десять в Сиршасане может возникнуть ощущение отлива крови от ступней — не надо ждать, когда оно станет неприятным.

Во всех перевёрнутых дышать следует только носом, как только возникает малейший признак одышки либо сердцебиения — немедленно выходить из позы.

Если через какое-то время в шее ощущается перекос, нельзя исправлять его непосредственно в позе, это может закончиться печально. Нужно либо выйти и затем встать снова, либо приподняться на руках так, чтобы голова оторвалась от поверхности — только тогда можно изменить постановку головы.

После выхода из Сиршасаны нужно тут же лечь в Шавасану и оставаться в ней не менее половины времени от продолжительности позы.
..."