Teма 5. Мудры. Агочари мудра.
Данный урок посвящен изложению первой стадии медитативной техники именуемой "Тратака" (
1). Мудра, описание которой приведено ниже, представляет собой одну из разновидностей этой практики и была включена в данный раздел по причине своей высокой эффективности и простоты. Более того, эта мудра, является важной и неотъемлемой частью Крийя-йоги и прежде чем можно будет переходить к более сложным видам крий ее выполнение должно быть освоено в совершенстве На первый взгляд Агочари-мудра может показаться сложной и несколько странной, поскольку в ней предполагается (
достаточно длительная) фиксация взгляда на кончике носа, и такая сложность естественна, поскольку глазным яблокам и их мышцам необходимо адаптироваться к новому, непривычному для них положению. По мере освоения техники все эти трудности уходят, а позитивный эффект позволяет укрепить глаза и улучшить зрение. При продолжительной практике с сохранением (
полной) осознанности возможно достичь состояния глубокой концентрации и спокойствия.
Агочари-мудра
Слово "агочари" буквально означает "неизвестный", однако, в данном контексте это слово происходит, скорее всего, от санскритского "агочарам", что означает "неподвластное чувственному знанию". Другими словами, АМ представляет собой технику, которая позволяет пересекать границы обычной осознанности. Другое название этой мудры - насикагра дришти (
nasikagra drishti). Насикагра переводится как "кончик носа", а дришти как "смотреть". Перевод этого названия в точности излагает технику выполнения мудры, которая есть не что иное как (
неотрывное) наблюдение за кончиком носа. Следует отметить, что из множества всех упоминаемых (
в этой книге) йогических приемов эта мудра является одной из старейших. Ее изображения, обнаруженные (
на "печатях" из стеатита, очевидно Сатьянанда здесь говорит о так называемой "печати Пашупати") при раскопках (
древнейшего города индо-хараппской цивилизации) Мохенджо-Даро, были созданы еще до написания Вед. Выдающийся археолог Сэр Джон Маршал, который долгое время занимался раскопками этого древнего города, говорит следующее: "Она (
фигура), по всей видимости, изображает человека находящегося в йогической позе... глаза его полуприкрыты и скошены вниз по направлению к кончику носа". Очевидно у людей того времени были основания для особого отношения к этой практике, что и стало побудительным мотивом для создания изображения.
.....
Техника исполнения
Принять любую медитативную позу (
2), закрыть глаза и расслабить все тело. Затем глаза открыть и (
плавно) перевести взгляд на кончик носа. Не следует перенапрягать глазные мышцы, требуется лишь удерживать взор в необходимом положении. По мере адаптации к удержанию данного фиксированного положения глазных яблок вы начнете различать V-образную форму носа, (
как бы) составленную из двух контуров пересекающихся в конечной точке. В том месте, где эти контуры сливаются в один, изображение, как правило, будет наиболее четким. Именно в (
эту) точку "пересечения" необходимо направлять взгляд во время практики АМ. Если вам не удается различить контур носа, то это значит что взор не сводится в нужное место, в этом случае необходимо воспользоваться рекомендациями приведенными ниже. На первых порах удерживать внимание (
и взор) на кончике носа будет достаточно сложно даже в течение нескольких секунд, а при длительной экспозиции (
чего делать никак не следует) могут появиться (
откровенно) неприятные ощущения. Когда глаза начнут уставать, следует на несколько секунд возвратить их в нормальное положение, а затем снова повторить мудру. По мере того, как глаза будут адаптироваться, время фиксации взгляда (
на кончике носа) будет постепенно расти (
Во время исполнения АМ) глаза ни в коем случае не следует перенапрягать! На (
начальное) освоение данной техники обычно уходит несколько недель. После того как мудра освоена и может выполняться в течение примерно одной минуты без каких бы то ни было затруднений, к практике можно добавить (
одновременное) наблюдение за дыханием (
процессом дыхания) и кончиком носа. Следует ощутить (
непрерывно ощущать) поток воздуха, проходящий сквозь ноздри во время вдоха и выдоха, когда это удастся постарайтесь различить (
и слушать не напрягаясь) слабый звук, который производит это движение, внимание и осознанность следует удерживать на этом звуке (
в итоге получается нечто напоминающее буддийскую випассану на дыхании, с тем отличием, что в АМ к собственно процессу випассаны присоединена фиксация взгляда). Во время практики мудры следует полностью отдавать себя процессу, избегая любых посторонних мыслей. Длительность практики (
после ее освоения) не ограничивается.
Источник
С уважением.