Шавасана - одна из наиболее простых и эффективных методик релаксации и мягкого приведения энергетики организма в её выровненное с гармонизированное состояние после динамических или статических упражнений хатха-йоги. Любая, энергетическая практика является немного незаконченной или не полной без этой (или аналогичной методики) в её конце. Если, конечно, Вы собираетесь после "Ока" сесть в медитацию, то шавасану можно опустить, т.к. сама по себе начальная стадия правильной медитации направлена на выравнивание и гармонизацию энерготока.
Техника выполнения Шавасаны:
Поставьте таймер на 15—20 минут (это минимум, при желании можно настроить его и на полчаса). Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела, растягивая туловище(все позвонки и суставы) руки тянем вверх(параллельно земле), ноги вниз поочередно тянемся пяточками и носочками. Затем, сжав кисти в кулачки, напряженные руки ведем вверх и опускаем вдоль бедер, одновременно закрыв глаза и расслабляясь, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч.
Внимательно отследить (мысленно переходя от одной части тела, к другой) состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Расслабление лба и глаз — необходимое условие, без этого расслабить тело и "остановить" ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается. Достаточно эффективный прием — просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой.
Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом — естественным, и в конце концов его следует "отпустить", позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть.
Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но — бодрствующий.
Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных упражнений. Заставить внутренний (мысленный) диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием — отвлеченное и безразличное. Лучше всего, мысленно перенестись на чистое голубое небо или в красивые, солнечные горы, на океан (желательно, что-бы там не было никаких людей и животных, чтобы не вызывать ассоциаций и воспоминаний). Представить, такую природу, которая вызовет только положительные эмоции и ощущения мира и гармонии.
Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после этого — открыть глаза; затем следует перевернуться на бок (можно в этом положении сладко и спокойно уснуть) и немного полежать, и только после этого — не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.
Если бы каждый из нас проводил в Шавасане хотя бы 15 минут в день, все салоны SPA мира давно бы разорились