Читала тут кое-что и наткнулась на две очень интересные мысли
про семейную (совместную жизнь)
и про плагиат.
Фридрих Ницше был вундеркиндом по самым строгим меркам. В девять лет он, потрясенный великолепием церковного хора, исполнявшего мессу Генделя, немедленно решил создать «нечто подобное», сел дома за фортепиано и стал подбирать аккорды, чтобы исполнить на собственную музыку библейские тексты. На каждое рождество он одарял своих слушателей сонатами, фантазиями, пастушескими хорами, а в двенадцать лет сочинил увертюру для исполнения в четыре руки. Он был вундеркиндом в музыке.
Но понимал ли он с детства что-то важное в людях? Если понимал, то кто помог ему много позже выразить это понимание в слове?
Был ли такой человек, которого уважал великий нигилист Ф. Ницше?
Такой человек был. Его звали Александр Иванович Герцен.
«Против тех, кто хвалит. А: «Похвалу получаешь лишь от равных себе!» В: «Да! И тот, кто тебя хвалит, говорит тебе: ты мне равен!» [2]
Поэтому круг достойных похвалы у Ницше весьма ограничен. Великих людей, по его мнению, вообще было мало: «Народ — это обходной путь, который природа использует, чтобы прийти к шести-семи великим мужам.
Ф. Ницше привык «смотреть на всех философов отчасти недоверчиво, отчасти насмешливо» [4]. Оценки его просто убийственны: «Столь же чопорное, сколь морализаторское тартюфство старого Канта» [5]; «О Вольтер! О гуманность! О слабоумие!» [6]; «Эти изгнанники общества, эти долго преследуемые, злобно травимые… эти Спинозы или Джордано Бруно — становятся всегда в конце концов мстителями и отравителями» [7]. И так далее.
И вдруг мы видим, что этот великий нигилист и критик на протяжении нескольких страниц … почти дословно переписывает целые абзацы из А.И. Герцена! Переписывает подряд, не ссылаясь, пересказывая мысли А.И. Герцена как свои собственные! Каково же, спрашивается, было воздействие прочитанного? Что превратило гордого насмешника в зачарованного и послушного школяра?
Сравним текст А.И. Герцена из «Былого и дум» и текст Ф. Ницше из «Человеческого, чересчур человеческого».
А.И. Герцен: «Что ни говори и ни толкуй, но пословица inter pares amicitia («между равными — дружба» —А.П.) совершенно верна, и всякий mesalliance (неравный брак — А.П.) — вперед посеянное несчастие. Много глупого, надменного, буржуазного разумелось под этим словом, но сущность его истинна» [8].
Ф. Ницше: «Наиболее способный к дружбе, вероятно, обретет и наилучшую супругу, потому что хороший брак основывается на таланте к дружбе» [9].
А.И. Герцен: «Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков» [10].
Ф. Ницше: «Если бы супруги не жили вместе, счастливые браки случались бы чаще» [11].
А.И. Герцен: «Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно обрывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность» [12].
Ф. Ницше: «Слишком близко. Когда мы живем вместе с каким-то человеком слишком близко, то происходит так, будто мы снова и снова трогаем пальцами хороший эстамп: в один прекрасный день у нас в руках окажется скверная, измусоленная бумага — и только. И душу человека можно в конце концов захватать, постоянно притрагиваясь к ней; по крайней мере, она покажется нам такой в конце концов. Мы никогда вновь не увидим ее первоначального рисунка и красоты. — Всегда теряют от чересчур доверительного общения с женщинами и друзьями; и вместе с тем теряют при этом жемчужину своей души»
Поскольку Ф. Ницше говорит словами А.И. Герцена о своей родительской семье, он, естественно, не находит нужным делать ссылки.
Это — не плагиат, ибо плагиат есть присвоение чужой мысли о чужом. Но если кажется, что кто-то другой пишет словно о тебе, о самом твоем сокровенном, которого ты до сих пор не мог выразить сам, то цитировать ни к чему, ибо цитата предполагает отстранение от сказанного. Пылкий юноша, объясняющийся в любви словами А.С. Пушкина, не ссылается на классика по окончании этого объяснения. Ведь он говорит о своем, и ссылка на чужое авторство здесь просто неуместна. Она оскорбила бы даму сердца.