• Уважаемые посетители! Вы находитесь на сайте, который посвящен тибетской практике «Око возрождения». Другое название: «Пять тибетских жемчужин». Практика «Око возрождения» является мощной системой оздоровления, омоложения, очищения и повышения энергетики организма. Регулярное выполнение 5 ритуалов может не только восстановить ваше здоровье, но и дать вам новые возможности в духовном и энергетическом плане. На сайте, в файловом архиве «Ресурсы», вы можете скачать книгу Питера Кэлдера «Око возрождения», и «Пять тибетских жемчужин» Кристофера С. Килхэма. А также почитать интересные статьи близкие по теме. Данный сайт создан для общения людей заинтересованных этой практикой, а также для популяризации данной методики оздоровления. С уважением, администрация сайта.
  • Для регистрации на форуме используйте Телеграм-канал - «Око возрождения»

Взгляд на ОВ через Йогу

В: А как насчёт РД-4?
О: Теперь переходим к следующему центру – к голове, центру сознания. Здесь впервые говорится о напряжении (в верхней точке), что характеризует метод Сознания. На вдохе в крайней верхней точке подключаем мула бандху, нагнетая энергию вверх.
Далее после описания РД-4 читаем:
«… старикам казалось, что если они не выполняют Ритуал «как положено» с самого начала, то ничего хорошего из этого не получится. Мне стоило больших трудов убедить их, что это не так. После долгих уговоров, я смог убедить их делать так хорошо, как они только могут, и через месяц результаты оказались просто прекрасны.»
Тут уместно будет вспомнить об упомянутом выше принципе Совершенства, который входит в метод Сознания. Кроме того многие практикующие именно в начале практики пишут о заметных успехах, которые со временем сходят на нет. Как такое возможно? – Ответ: бхава – некое состояние, которое трудно объяснить словами, наличие которого крайне необходимо, но очень трудно его не потерять. Состояние бхавы – это когда интуиция вам сказала: «Да, действительно, в этой практике что-то есть!».
«Состояние бхавы сродни влюблённости, сродни чему-то запредельному. Возникает ощущение, что жизнь изменяется к лучшему, что всё в ваших руках. И что есть какой-то глубинный смысл, который вы больше понимаете интуицией, нежели осознаете разумом. И у вас возникает чувство порыва, перед вами открылись ворота, открылся ваш путь.»
Только если практиковать с бхавой, упражнение становится Ритуалом!
 
Evleo, что можете сказать относительно воздействия водных процедур до/после упражнений на эффективность практики? С точки зрения йоги, естественно.
Могу ошибаться, но как мне кажется эффект несколько снижается или смазывается, если вслед за выполнением ОВ сразу или почти сразу пойти в душ (пусть и с обычной, а не холодной водой).
 
Да, меня тоже интересует этот вопрос. Не знаю как на тонких уровнях, но на физическом плане получаю офигенный заряд бодрости, если сразу после ОВ принимаю контрастный душ.
 
В трактате "Хатха йога прадипика" пишется, что если человек здоров, то пот следует втирать обратно. Вот эта шлока http://lightbreath.org.ua/texts/hatha_yoga_pradipika.htm#_Toc129553010 . А в сутрах Патанджали примерно: "кто теряет пот, тот приобретает болезни".
В комментариях это проясняется так. Здоровое тело с потом выделяет только воду, соль и гормоны (никаких шлаков). И если потерять пот (смыть водой или обсохнуть на ветру), то это приведёт к не нужной потере гормонов, дисбалансу.
Получается лучше не потеть обильно, или повременить с водными процедурами пока пот не впитается обратно.
Кстати, в своей книге Килхэм пишет, что принимает душ до упражнений.
 
А я то думаю: "Почему в бане йогов не видно?" :) И попробуй им докажи, что:"Баня парит, баня правит, баня всё поправит!":)
 
  • Like
Реакции: zura
Тут надо ориентироваться на собственные ощущения. Иногда полезно и пропотеть, поскольку в нашем организме шлаков предостаточно.
Вот аналогичная тема на известном йога-форуме Виктора Бойко (душ до и после) http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=6656&highlight=%E4%F3%F8%5B/url%5D
Виктор высказывает достаточно "традиционное" мнение:
"После практики водные процедуры только через час. ... Любое термическое воздействие нарушает благоприятное распределение крови в организме, возникшее после практики."
 
А мне всегда казалось, что с потом через поры тело дышит, и душ только улучшает обмен энергии с космосом. Душ на меня всегда действует благоприятно, он помогает равномерности распределения энергетики в теле. А когда я осознаю полное внимание на выполнении ритуалов, я ощущаю прилив сил и обязательно потею(это из моего опыта). Я считаю, что если ритуалы выполнять правильно, с полным сознательным вниманием, правильным ритмом выполнения и дыхания, если не бояться и не жалеть себя, пот может выступать даже на 7-9 повторах. А вечером душ снимает усталость. К тому же душ необходим, чтобы смывать отмирающую ткань тела, пыль, шлаки, которые могут откладываться в подкожной прослойке. Это всего лишь мое личное мнение.
 
Тут надо ориентироваться на собственные ощущения. Иногда полезно и пропотеть, поскольку в нашем организме шлаков предостаточно.
Вот аналогичная тема на известном йога-форуме Виктора Бойко (душ до и после) http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=6656&highlight=%E4%F3%F8%5B/url%5D
Виктор высказывает достаточно "традиционное" мнение:
"После практики водные процедуры только через час. ... Любое термическое воздействие нарушает благоприятное распределение крови в организме, возникшее после практики."
Убедительно - всё, переношу душ на непосредственно перед работой.
 
Я несколько дней назад благополучно перенес душ на до занятий - чувствую сделал правильно.
 
В: Что по поводу РД-5?
О: Это РД в некоторой степени компиляция предыдущих трёх. Но здесь добавляется положение головой вниз, которое усиливает обращение направления потоков энергии снизу вверх. Отсюда следует, что в этот момент можно сделать мула бандху для ещё большего усиления этих процессов. В книге ПК пишется о напряжении тела в обеих крайних точках, так что лёгкое подтягивание промежности получается также, когда таз находится в нижней точке.
Кр. Килхэм предложил в этом РД выполнять вдох, когда тело складывается пополам. В дальнейшем такой подход распространился на переиздание книги ПК в 1985 г. и на все последующие издания и переводы. А. Сидерский в авторском варианте справедливо называет такой способ «парадоксальным». В хатха-йоге вход в эту асану осуществляется на выдохе. Я обратился к Кр. Килхэму прояснить этот момент. Ответ был: «в данном случае такой способ дыхания является типичным для тибетской йоги». Не могу судить насколько это правда, но фактом остаётся то, что в последующих изданиях различные авторы не оспаривали вдох на сгибе. Возможно это связано с тем, что в хатха-йоге важно само нахождение в асане, а не вход в неё, т.е. в упражнении расставляются другие акценты.
С другой стороны, отказ от крайностей предполагает и уход от всякого рода обобщений. В духе йоги будет дышать и делать так, как лучше именно для вас в данный момент, даже если остальные будут делать по-другому.
 
В: Почему в практике ОВ не используются скрутки?
О: Есть положения, к которым во всех школах йоги относятся более-менее одинаково. Но есть и такие, мнения по которым диаметрально противоположны. Здесь приведу мнение А. Пархоменко, автора методики «корректный подход к позвоночнику в асанах хатха-йоги». На крия-йогу оно распространяется даже в большей степени, поскольку в движении скрутка может оказаться более резкой и неконтролируемой.
«По биомеханике позвоночник скручивать однозначно нельзя. И в древних текстах по йоге скруток не было. Это всё нововведения XIX века. В древних текстах отмечается, что асаны выполняют в сидячем положении с прямой спиной. Могут использоваться наклоны вперед, упражнения на равновесие и т. п. Ничего более сложного учителя не предлагают. – Но ведь скрутки практикуют многие известные учителя йоги ... – Всё дело в рекламе. Некоторые инструкторы йоги также становятся её жертвами. Они считают, что чем изощреннее асаны, которые они будут преподавать, тем больше практикующих станет приходить к ним в студию.» http://www.yogalife.by/articles/yoga/1555
П.С. Возможно это мнение "чересчур радикально" и при здоровом позвоночнике выполнение лёгкой скрутки будет вполне уместно и тут есть свои бонусы. Например, в упомянутой выше школе Анандасвами предлагают такой щадящий вариант, вот картинка - http://www.openyogaclass.com/kurs/file.php/123/Imig/ris_114_2/skruchennaja_vlevo.JPG, который мне по ощущениям нравится, но в ОВ скрутки действительно были бы не уместны.
 
Дело не только в самой скрутке позвоночника. Дело в общей скрутке тела по оси, которая воздействует на ряд мышц, связок и органов. Поэтому я считаю, что радикальный подход к скрутками (типа нельзя скручивать позвоночник) безосновательным.
 
Думаю во всем нужна умеренность,
Умеренность - это добродетель уклонения от излишеств любого вида, даже включая, простите за парадокс, излишество самой добродетели ("Потерянный горизонт").
 
В: Как следует практиковать Голосовой Ритуал – звук ОМ?
О: В дополнительной главе издания 1946 г. достаточно подробно описаны техника и преимущества мантры ОМ. Вот одно из описаний этого упражнения в йоге, отметим что, гласный звук видоизменяется, превращая ОМ в АОУМ.
«Сядьте прямо, закройте глаза, сделайте полный вдох через нос, с выдохом начните произносить звук "А", представляя себе, как волна энергии начинает вибрировать в основании тела, в районе крестца и половых органов. Затем представьте себе, как эта волна энергии начинает подниматься вверх по позвоночнику в область пупка. Как только волна энергии достигнет этой области, видоизмените звук "А" в звук "У". Представьте себе, как волна энергии приподнимается выше центра груди, проходит по позвоночнику в районе шеи, проходит сквозь голову и достигает макушки головы. Как только волна достигнет этой области, видоизмените звук "У" в звук "М". Вариант "М" с кхечари мудрой: во время выполнения поднимите кончик языка как можно выше к заднему верхнему нёбу.»
Здесь звучание "А" как неясное заднее безударное, что-то среднее между звуками "А" и "О". Звучание "М" низкое, через нос. Легко можно найти примеры исполнения этой мантры, но главное – личная практика. Принципы такие же, как и при выполнении других упражнений йоги.
 
  • Like
Реакции: Ilya
В трактате "Хатха йога прадипика" пишется, что если человек здоров, то пот следует втирать обратно. Вот эта шлока http://lightbreath.org.ua/texts/hatha_yoga_pradipika.htm#_Toc129553010 . А в сутрах Патанджали примерно: "кто теряет пот, тот приобретает болезни".
В комментариях это проясняется так. Здоровое тело с потом выделяет только воду, соль и гормоны (никаких шлаков). И если потерять пот (смыть водой или обсохнуть на ветру), то это приведёт к не нужной потере гормонов, дисбалансу.
Получается лучше не потеть обильно, или повременить с водными процедурами пока пот не впитается обратно.
Кстати, в своей книге Килхэм пишет, что принимает душ до упражнений.
Третий год ежедневной практики ОВ, два года весна-осень очищение кишечника и антипаразитарная программа,1 год вегетарианства, сыроедения и осознание живой пищи и воды, дефицит нутриентов восполняю с помощью продукции Артлайф третий год, медитации - 1.5 года - раньше обливался потом и мылся ежедневно. Сегодня практически не потею, могу не мыться целую неделю, запах тела и пота совершенно иной, не поверите, реально благоухаю... Например, съешь сырой тыквы, а потом пару дней - истощаешь сладкий аромат. Больше не использую туалетную воду, тело не просит. Супруге все нравиться...
 
В: В книге ПК говорится о паузах между РД. Какое мнение об этом с точки зрения йоги?
О: Паузы возможны для стабилизации состояния и расслабления. Дыхание медленное, глубокое и полное. Выдох продолжительный, возможен через рот. В "Сутрах Патанджали" сказано, что удлинение выдоха помогает успокоить ум. Но если в данный момент паузы не уместны, то можно от них отказаться, ориентируясь на собственные ощущения.
После активных динамических упражнений можно выполнить тибетское дыхание "золотая нить". Служит для расслабления, успокоения, снимает напряжение. Даёт хороший эффект перед шавасаной или даже перед практикой ОВ. Техника проста и состоит в следующем. Сделайте полный вдох. Выдох медленный через рот, губы немного приоткрыты в полуулыбке, как бы выдувая нить. Звук похож на шипение змеи «с-с-с-с-с».
 
В: А подробнее о кхечари мудре?
О: В доступном для обычного человека варианте следует загнуть язык вверх и назад, как бы проглатывая его так, чтобы нижняя часть уперлась в заднюю часть нёба, но без перенапряжения. В трактатах описывается более сложный вариант, который предполагает предварительную подготовку языка. Но такой вариант, как правило, не доступен при самостоятельной практике.
Лишь практикующий поймёт всю грандиозность кхечари. Подними кончик языка как можно выше, вверх по нёбу, старайся проглотить свой язык. Устремляя кончик языка в носовую полость, а так же в точку между бровями внутри черепа. Так пребывай долго. Жажда, холод, жара, голод, негативные вибрации перестают оказывать действие на йога, выполняющего кхечари. Разум становится твердым и сильным, мысли – однонаправленными, жизненная энергия – сильной. Даже сексуальная энергия контролируется кхечари мудрой. Если попал в компанию неприятных людей – выполняй кхечари. Как только болезнь коснётся тебя или силы покидают – выполняй кхечари.
Другими словами, происходит такое своеобразное переключение сознания и энергии на внутренний мир и практикующий, до известной степени, как бы вытаскивает себя из внешнего мира. Как некий переключатель, который внутренние потоки энергии и сознания направляет по другим траекториям. Можно делать кхечари мудру в любое свободное время, а также с хатха-йогой, крия-йогой, пранаямой, медитацией и т.д. Простой вариант также даёт положительный результат. Если во всех этих йогах добавлять кхечари, то задействуется сшивка между грубым и тонким телами человека. Но, также как и в случае с бандхами, лучше сначала освоить всё по отдельности.
 
В: Может ли йога помочь в случай той или иной болезни?
О: Йога не занимается лечением. Но есть такое направление – йога-терапия, где комплексы упражнений составляют специалисты с медицинским образованием. По сути это даже не йога, а лечебно-профилактическая гимнастика, которая использует некоторые элементы из йоги. При наличии заболевания следует наблюдаться у врача. Но йога может служить как для профилактики, так и для создания некоторого положительного эмоционального и физиологического фона. При благоприятных условиях организм восстанавливается самостоятельно или же улучшается лечение.
Особенно эффективно йога оказывает воздействие на нервную систему человека. Поскольку эта система тесно связана со всеми другими системами человека, то часто, когда говорят о балансе и гармонии, подразумевают именно её. Нарушения бывают по гипотоническому (ваготония, преобладание парасимпатического тонуса) и гипертоническому типам (симпатотония, повышенный симпатический тонус). Ваготония: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, апатия, склонность к депрессиям. Симпатотония: вспыльчивость, изменчивость настроения, невротические состояния, учащенные сердцебиение и дыхание, повышение артериального давления.
Основное направление восстановления баланса – методы Энергии и Сознания. Но их можно дополнить (по аналогии с йога-терапией) на основе знаний физиологии.
П.С.Ниже будет конкретнее именно в контексте ОВ.
 
Всем ОВ-привет..!
Елвео, позвольте уточнить. Возможен ли такой недуг, когда происходят нарушения одновременно в двух нервных системах..? Дело в том, что я только сейчас обратил внимание, что все симптомы для ваготонии и симпатотонии, к-е Вы выложили, наблюдались у меня еще не так давно. Благодарю за инфу..!
 
Медики пишут, что "да". Нервная система одна, но нарушение смешанного типа, см. например, http://www.gipertonia.net/vsd/smesh_tip.php Говорят, что потом чаще перетекает в сторону гипертонуса и для медикаментозного лечения сложнее всего http://www.gipertonia.net/vsd/lechenie_vsd_smesh_tip.php .
Нервная система состоит из 2х главных отделов - центральная нервная система (высшие функции - мышление, психика и т.д.) и вегетативная нервная система (физиологические функции - кровообращение, пищеварение и т.д.). Плюс можно выделить подотделы. Например, бывает кардиальный дисбаланс, то что связано с сердцем http://www.gipertonia.net/vsd/kardial_tip.php .
Кроме того, пусть медики поправят, но как я понял возможны нарушения по разному типу в разных отделах или подотделах. Т.е., например, говоря по простому, сердечный находится в гипертонусе, а пищеварительный - в гипотонусе.
П.Келдэр бы просто написал, что это соответствующие вихри вращаются с разными скоростями.:) И правильно, поскольку для обывателя (как мы), вихри и нервы понятия одинаково абстрактные, мы можем судить только по их проявлениям.
 
Спасибо, Елвео..!
Сейчас все здорово, все симптомы были ярко выражены 2 года назад. Пока не пришло осознание, что для того, чтобы вернуть утраченное здоровье, мне стоит уделять внимание сразу всем 12 системам организма и усиленное особое внимание нервной, пищеварительной, опорно-двигательной, иммунной, эндокринной и моче-выделительной, я топтался на месте, болезнь не уходила..., я не улыбался почти полгода...
А сегодня, оглядываясь назад, приходит осознание, что мое намерение, любым способ вернуть утраченное здоровье, позволило мне справиться с этими симптомами. А то, что в нашем теле 2 нервные системы, я узнал только на 2-м году моего восстановления.
А благодаря Вашей полезной инфе, сила моего намерения возросла. Благодарю..!
 
Ниже будет конкретнее именно в контексте ОВ.
Практически всё в той или иной степени оказывает влияние на психофизическое состояние человека. Помимо физического комплекса в книге ПК описаны, и впоследствии дополнены в издании 46 г., некоторые принципы питания, образа мышления, голосовые упражнения и т.д. А некоторые направления остались незатронутыми. Например, выполнение комплекса ОВ можно сочетать с ароматерапией, используя успокаивающие или тонизирующие аромакомпозиции. Но остановимся подробнее именно на физиологических аспектах.
В первую очередь ОВ, как динамический комплекс, даёт общее повышение симпатотонии или, что то же самое, уменьшение ваготонии. Этому также способствует стимуляция щитовидной железы (сильное прижатие подбородка) и мышц брюшного пресса. При необходимости для увеличения эффекта следует делать акцент на выполнение прогибов назад, напряжение в крайних точках и продолжительные вдохи, как вариант, удджайи только на вдохе.
Для уменьшения симпатонии практика должна быть плавной и неторопливой, движения умеренные по амплитуде, без напряжения. Выдохи удлинённые, как вариант, полное дыхание с удджайи на выдохе. Наклоны вперёд фиксируются дольше, чем прогибы, что трудно реализовать именно в комплексе ОВ. При этом происходит сжатие внутренних органов и стимуляция вагуса (блуждающего нерва) – как следствие активизация и преобладание парасимпатики. Поэтому перед выполнением ОВ можно для разминки методом Энергии выполнить какую-нибудь асану с наклоном вперёд (уттанасана, пашимотанасана и т.п.). По окончании ОВ (а при необходимости и до) – в обязательном порядке шавасана, и чем длительней, тем лучше. Можно выполнять под надиктованную аудиозапись или по книге Кр. Килхэма. Идея состоит в том, чтобы войти в практику ОВ и выйти из неё в максимально спокойном, но ясном состоянии.

П.С. 1. Более подробно, например, http://wildyogi.info/issue/yurii-silkov-lechenie-vegetososudistoi-distonii-metodami-iogi и http://yogajournal.ru/health/yoga-terapy/52497/
2. Аудиозаписи для шавасаны http://www.archaka.ru/parser.php?p_id=26&r_id=114
3. Уддияна - отдельный разговор.
 
В: Какое влияние на баланс оказывает уддияна бандха, которая по технике выполнения совпадает с РД-6?
О: В книге Кр. Килхэма в качестве РД-6 описывается именно уддияна бандха. Вариант А. Сидерского дополнен мула и джаландхара бандхами, таким образом, получается объединённая маха бандха.
При выполнении уддияна бандхи (с комфортной задержкой!) в брюшной полости стимулируются рецепторы вагуса, и в результате понижается симпатический тонус – артериальное давление падает, частота пульса и мышечный тонус уменьшаются. Главное помнить о гармонии, поскольку перенапряжение даст обратный эффект.
Однако ценность уддияны на этом не исчерпывается. Считается, что она собирает всю прану и загонять её в центральный канал в области пупка. Как следствие это приводит к повышению иммунитета организма и даже более.
Вот уддияна (т.е. парящая, летающая высоко) бандха. Так называют её йогины, ибо практикой её прана влетает в сушумну (т.е. центральный энергетический канал). … Уддияна – тот лев, который убивает слона смерти.
Втягивание живота начинается с области ниже пупка за счёт создания вакуума в брюшной полости. И при этом вы волеизъявлением (сознанием) дополнительно направляете свою энергию вверх. Цикл повторений уддияна (маха) бандхи можно выполнять как самостоятельную практику или в сочетании с пранаямой и др. Как правило, её рекомендуют делать после комплекса асан, предварительно восстановив дыхание и пульс.
П.С. Потом будут ограничения на выполнения уддияны.