По мнению автора методики (Бутейко), в основе многих болезней, на первый взгляд не связанных между собой, лежит дефицит в организме углекислого газа.
В нормальном газообмене в организме важна роль двух газов - кислорода и углекислого газа. Кислород поступает с воздухом, через бронхи в легкие, оттуда - в кровь, оттуда - в ткани, где он, собственно, и нужен. Углекислый газ проходит эту цепочку в обратном направлении: образуется в тканях, поступает в кровь и оттуда через дыхательные пути выводится в окружающую среду. У здорового человека эти два процесса находятся в состоянии равновесия.
В организме кислород и углекислый газ переносит гемоглобин. Он работает «по бартеру»: отдает тканям кислород только в том случае, если в обмен получает углекислый газ. Если же углекислого газа недостаточно, то кислород к тканям не переходит. Возникает гипоксия (дефицит кислорода) тканей и внутренних органов. То есть вот такой парадокс: мало углекислого газа, а в результате организм страдает от нехватки кислорода.
Есть две основные причины дефицита углекислого газа в организме. Первая - это гиподинамия, которая снижает активность метаболизма (то есть обмена веществ), что уменьшает производство СО2 в целом. Вторая - необоснованная по отношению к активности метаболизма увеличение общей вентиляции легких, что также вызывает дефицит углекислого газа. Это и есть гипервентиляция легких (увеличение минутного объема дыхания (МОД).
«Определить, что вентиляция излишне увеличена можно с помощью инструментальных систем контроля, но это сложно в обычной жизни. Бутейко предложил очень простой способ — измерение с помощью задержки дыхания: если после стандартного, спокойного выдоха задержать дыхание, то время в секундах, на которое человек способен остановить дыхание, точно отражает определенный уровень углекислого газа. Если разовая произвольная задержка дыхания равна 60 секундам, это значит, что количество углекислого газа в легких соответствует норме.
Доктор Отто Варбург получил Нобелевскую премию доказав, что раковые клетки получают питание не за счет окисления, как другие клетки, а через ферментацию сахара. «Если клетка не дополучает кислород хотя бы на 30% она становится раковой». Отсюда легко понять, почему все, что улучшает нормальный дыхательный метаболизм, является сдерживающим фактором для роста злокачественной опухоли. Т.е. если обеспечить наши клетки достаточным количеством кислорода, то риск заболевания раком практически равен нулю. А одним из самых сильных на Земле средств по обеспечению клеток достаточным количеством кислорода, является метод Бутейко.
Главным стержнем этого метода является роль углекислоты в организме, а причина болезней — глубокое дыхание, вымывающее ее из организма. Следующие за этим исследования показали, что:
увеличение глубины дыхания не ведет к увеличению кислорода в клетках нашего организма, а наоборот. В связи с тем что углекислый газ в 25 раз быстрее вымывается из организма, чем кислород, возникает его дефицит. В результате этого ухудшаются условия перехода кислорода от гемоглобина к тканям (эффект Вериго—Бора) и наступает кислородное голодание всего организма;
изменение внутренней среды клеток из-за вымывания углекислоты разлаживает работу 700 ферментов и 20 витаминов! В результате нарушается обмен веществ и энергии в организме;
уменьшение углекислого газа в клетках возбуждает их (точнее, понижает порог возбудимости). Это, в свою очередь, приводит к возбуждению нервной системы со всеми вытекающими отсюда вредными последствиями;
защитная реакция от потери углекислого газа в организме приводит к спазмам бронхов и сосудов, к накоплению слизи в организме.
Если хочешь есть — задержи дыхание. Организм будет питаться за счет собственных запасов углекислоты. При отработке дыхания резко уменьшится чувство голода — тут нельзя есть насильно. Конечно, при этом надо отбросить нервную перегрузку, нельзя много спать (да и не будет хотеться). Вставать сразу после просыпания. Лежать лучше на животе. Обязательно увеличить физическую нагрузку, стремясь при этом максимально задерживать дыхание. Кстати, дыхание при нагрузке все же увеличивается по сравнению с покоем, но относительное количество углекислоты все равно возрастает. Этим и полезна физическая нагрузка.
* обжорство, особенно у детей (пища, съеденная без аппетита, вредна). Здоровый ребенок тот, кто живет впроголодь. Вот как надо кормить: поставить тарелку на стол, если не ест — через 2 минуты убрать; еще раз, еще, пока сам не бросится есть. Ребенок может голодать месяц, взрослый — два, йоги — полгода.
Голод, лучше всего на одной воде. Полное голодание — идеальное дыхание. Суть лечения голоданием именно в уменьшении дыхания. Если вы захотели поесть, проведите 10 — 15 минут тренировки дыхания, и чувство голода пройдет; то же — если замерзнут руки или ноги. Особо надо сказать о мясе. Организму легче построить новый белок из растений и CO2, чем перестроить, например, содержащийся в свинине. Мы питаемся далеко не идеально. Человек глуп: он ест все то, что не надо, и отказывается есть, что надо. Идеальное питание — эндогенное, за счет внутренних запасов. Даже истощенных полезно лечить голоданием.
«Чтобы накопить кислород, надо уменьшить дыхание, тогда расширяются бронхи, сосуды, и кислород пойдет в организм, таков закон физиологии. А нам твердят – дышите глубже, будет больше кислорода. Это абсурд, неграмотность, это истина, поставленная с ног на голову. Наша теория не имеет противоречия с законами. Как видите, – пишет К.П. Бутейко – я ссылаюсь на крупнейшие открытия в науке, биологии, биохимии, физиологии, научные эксперименты, где было показано, почему это нужно. А ведь каждый из нас, подышав 5 минут глубоко, упадет в обморок, может умереть. Абсурд доказывается за 5 минут. Это просто удивительная ситуация с глубоким дыханием. Польза его принята на веру, как религия. Вся наука говорит, что это яд, предрассудки учат глубоко дышать»
«Кислородное голодание, от спазмов сосудов достигнув известной степени, повышает артериальное давление, создает гипертонию. Оказывается гипертония – полезная вещь. Что она делает? Она усиливает кровоток через сосуды, чем спасает организм от кислородного голодания. Вот что такое гипертония, товарищи гипертоники. А сейчас существует психоз среди медиков и врачей. О-о! Поднялось давление, оно убивает! А на самом деле? – говорил К.П. Бутейко, – Вы знаете, у штангиста, когда он поднимает штангу, давление 240, а от штанги отошел – 120. Это очень подвижная вещь. Оно повышается от волнения и от многих других причин. На Западе получили препарат, снижающий давление. Американцы собрали гипертоников потяжелее и дали им этот препарат, снизили давление, но они не знали, что гипертония и спазмы сосудов – от глубокого дыхания. Дыхание не уменьшилось, спазм сосудов остался, снизили давление, меньше пошло крови к мозгу, сердцу, печени, почкам. И треть больных тут уже умерла, тогда от этого препарата отказались. Уменьшением дыхания и гипотония, и гипертония заменяются нормой. Кислородное голодание тканей, достигнув известной степени, возбуждает дыхательный центр и замыкает положительную обратную связь. При недостатке кислорода человек ощущает нехватку воздуха – ложная информация. Он дышит за троих, уже задыхается, а ему не хватает кислорода в мозге, в почках, в сердце – от глубокого дыхания. Он еще сильнее дышит, сам себя добивает. Фактически сейчас половина населения земного шара – это самоубийцы, здоровые учатся глубоко дышать, чтобы заболеть, а заболевшие – чтобы погибнуть быстрее»
Уменьшение дыхания беспредельно(!) полезно, т.е. здесь нельзя передозировать. Если научиться всю жизнь слабо дышать, то успокоится нервная система, у вас будет крепкий сон, причем короткий (4 — 5 часов), вы будете бодры сразу после вставания, вам понадобится в 2 — 3 раза меньше еды.
Вы привыкли дышать, не испытывая при этом никаких чувств, а в методе вы должны уменьшить глубину дыхания настолько, чтобы у вас появилось чувство его недостатка, то есть желания глубоко вдохнуть, зевнуть. Это чувство вы должны испытывать не менее трех часов в день, чем дольше, тем лучше, необязательно подряд. Если вы будете это делать, в вашем организме будет накапливаться углекислота и с ее помощью увеличиваться поступление кислорода в ткани – ваша пауза станет расти, а глубина дыхания – уменьшаться.
Есть и такой метод диагностики: если знать собственный уровень СО2 в легких, уметь его в любой момент измерить, всегда можно предугадать и предотвратить надвигающийся приступ астмы. Упал уровень углекислоты - жди приступа. Бутейко предложил элементарную схему измерения этой величины, называемой контрольной паузой. После обычного выдоха надо остановить дыхание, считая, как долго продлится пауза до вдоха. Полученная цифра говорит о многом. У астматиков данная величина всегда меньше 20 секунд. Если дотянуть до "выше 20" - приступов больше не будет, если стало больше 60 секунд - про бронхиальную астму можно забыть.
К. П. Бутейко открыл, что главная тайна здоровья заключается в дыхании, недаром открытый им «Основной Закон Жизни и Смерти» гласит: «Чем меньше глубина дыхания, тем здоровее, выносливее и долговечнее организм; чем больше глубина дыхания, тем тяжелее болезнь и ближе смерть».
Глубокое – ненормальное, смертельно опасное, больное.
Нормальное – полезное, благотворное, здоровое.
Поверхностное, оно же неглубокое – сверхполезное, сверхблаготворное, сверхздоровое. (Следует отметить, что этот вид дыхания наиболее трудно достижим и наивная и глубоко ошибочная мысль , что, если человек слегка «попридержал» дыхание и старается дышать меньше, то он сразу «вспрыгивает» в зону поверхностного дыхания!) Человек способен достичь поверхностного дыхания не прежде чем «очищается» каждая его клеточка, а добиться этого, согласитесь, не так легко.
По секундной стрелке задержите дыхание после нормального выдоха насколько сможете, до неприятного ощущения. Если ваша пауза до следующего вдоха не превышает 3—5 секунд, вы тяжело больны. 30 секунд — это еще глубоко дышащий человек, а значит, считает К. Бутейко, не совсем здоровый. Абсолютно здоровый человек может без усилий не дышать в течение 60 секунд. Задержка в 2—3 минуты и более — показатель сверхвыносливости организма. Бутейко предупреждает, что задержка дыхания — это еще не лечение, а лишь средство самоконтроля.
Суть же самого метода заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания. По мере удлинения задержки кровь и ткани все лучше насыщаются кислородом и углекислым газом, восстанавливается кислотно-щелочное равновесие, — нормализуются обменные процессы, крепнет иммунная защита — болезнь отступает.
Лечиться по методу Бутейко нелегко. Это большой труд и для больного. Кроме осознания причин своего недуга, желания выздороветь, от больного требуются немалая сила воли и терпение. Первые дни лечения больные буквально обливаются потом, силясь перебороть желание глубоко вздохнуть.
Содержание тренировок по методу Бутейко составляют три правила. Первое — стараться всегда (не только на тренировках) дышать только носом, даже если он заложен. Попробуйте, и увидите, что нос потихоньку «начнет раскладывать». Второе правило — выравнивать и уменьшать дыхание с помощью расслабления. Для этого существует много приемов, но ничего не мешает вам пробовать свои собственные, наблюдая за своим дыханием. Третье правило — ни в коем случае не перегибать палку, то есть не допускать сильного ощущения недостатка воздуха. Признаком несоблюдения этого правила является отсутствие желания «надышаться» после окончания тренировки.