• Уважаемые посетители! Вы находитесь на сайте, который посвящен тибетской практике «Око возрождения». Другое название: «Пять тибетских жемчужин». Практика «Око возрождения» является мощной системой оздоровления, омоложения, очищения и повышения энергетики организма. Регулярное выполнение 5 ритуалов может не только восстановить ваше здоровье, но и дать вам новые возможности в духовном и энергетическом плане. На сайте, в файловом архиве «Ресурсы», вы можете скачать книгу Питера Кэлдера «Око возрождения», и «Пять тибетских жемчужин» Кристофера С. Килхэма. А также почитать интересные статьи близкие по теме. Данный сайт создан для общения людей заинтересованных этой практикой, а также для популяризации данной методики оздоровления. С уважением, администрация сайта.
  • Для регистрации на форуме используйте Телеграм-канал - «Око возрождения»

Око и духовный рост

Вы не полностью прочитали фразу. Дуальность "Ока" и мединации. Одна сторона "Око" Ян, другая сторона медитация ин. Око активная, медитация пассивная. Они противоположные по действию на человека, но при совместной практике уравновешиваю ин и ян, то есть идеально дополняют друг друга, в чем проявляется их единство.
Браво, отлично сказано, очень глубоко! Какая интересная точка зрения!
А о чем речь то?
 
Я всегда плохо подтягивался на турнике. Наверное потому, что в начальной школе у меня был сложный перелом в локтевом суставе, я долго лежал на вытяжке в больнице и почти год потом не мог нормально сгибать- разгибать руку. Когда я поступал в военную академию, на вступительном экзамене нужно было подтянутся всего семь раз, это я мог сделать, но в конце учебного года, что бы сдать зачёт нужно было подтянуться 13 раз, а я этого сделать не мог. Мне грозило отчисление и перспектива срочной службы на северном флоте. Когда подошло время экзамена я сидел со страхом ждал очереди. В голове крутились мрачные мысли, но в какой то момент, я вдруг почувствовал невероятную лёгкость в теле и голове. Ушли все мысли, сомнения, страхи. Как будто с меня сняли тяжелые оковы. Я чувствовал подъём духа, свободу, восторг. Я легко подтянулся 15 раз и в конце сделал подъём переворот. Все смотрели на меня открыв рот, так как это было невероятно. Думаю я в тот момент испытал состояние дзен.
Похожие состояния духовного подъёма и восторга я испытывал при первом посещении Эрмитажа от картины «Неизвестная» Ивана Крамского, потом когда впервые был на балете "Щелкунчик" и ещё когда нашёл на огороде старинную золотую монету.
Когда я влюбился, то рядом с любимой тоже испытывал невероятное чувство покоя, какой то невесомости, блаженства. Думаю любовь - это тоже дзен.
 
Последнее редактирование:
Вы не знаете, что такое дуальность. Мы живём в дуальном (двойственном) мире.
Погуглил, и правда, я имел ввиду принцип единства и борьбы противоположностей, а дуальность и двойственность это немного другие понятия. Честно говоря мне дела нет до этих философских принципов, так как для меня медитация сугубо практическая вещь. От философии и религии я уже устал, так как там очень много противоречий, да попросту банальной лжи. Цель медитации для меня- это стать спокойным и уравновешенным человеком и я чувствую, что я всё делаю правильно. Я стал намного дружелюбнее, уравновешеннее, спокойнее.

Вот вчера я ехал 17 часов на поезде в окружении разных незнакомых людей. Ранее я бы чувствовал себя очень некомфортно, меня бы всё раздражало. Один пассажир был очень приставучий, всю ночь пил кофе и бегал курить, лез ко всем с разговорами. Я обратил внимание, что эти незнакомые люди не только меня не раздражают, а наоборот я чувствовал необычайный душевный комфорт, сердечную теплоту исходящую от них, я как будто попал на встречу старых друзей, которых давно не видел. Вот это я и считаю для себя своим духовным ростом.
 
Последнее редактирование:
дуальность и двойственность это немного другие понятия.
Дуальность и двойственность это одно и то же, слова синонимы.

Честно говоря мне дела нет до этих философских принципов, так как для меня медитация сугубо практическая вещь.
С какой целью вы практикуете медитацию, что она даёт, какие этапные результаты, что такое созерцание
это и есть философия медитации. У всего практического есть своя философия.
 
Расскажу свои ощущения во время аутогенной медитации по Шульцу.

Я знаком с АТ со школы и практикую её всю жизнь, но никаких особых ощущений я раньше не испытывал. Просто лежал мысленно повторяя формулы АТ, расслабляя каждый мускул своего тела. По сути это было тоже самое, что мысленно считать баранов перед сном, отвлекает от повседневных забот и помогает уснуть. Только полгода назад, когда я прочитал перевод книги И. Г. Шульца "Аутогенная тренировка" и начал обучаться АТ строго по этой книге, то у меня получилось войти в состояние самогипноза.

Это состояние необычное и потому, когда его испытываешь, то понимаешь, что это оно. Проще всего сравнить с алкогольным опьянением, когда у тебя нет сомнений пьян ты или нет, ты просто ощущаешь своё изменённое состояние сознания. Так же и состояние самогипноза трудно спутать с чем то ещё.

Я удобно сажусь или ложусь, закрываю глаза и начинаю наблюдать за дыханием в области носа. Быстро мысли перестают вертеться в голове, дыхание и сердцебиение успокаивается. Возникает ощущение анестезии носа, дыхание как бы замораживает ноздри. Если продолжать, то область онемения увеличивается и это уже не очень приятно. Обычно 20 вдохов достаточно.

Я мысленно поговариваю "Я спокоен" и мысленно пробегаю взглядом от лица к стопам. По телу вслед за взглядом пробегает волна расслабления. Я мысленно произношу 'руки тяжёлые' и чувствую, как руки наливаются тяжестью. Посторонних мыслей уже нет и что бы отдать следующий мысленный приказ, нужно приложить некое усилие. Без этого усилия я бы просто лежал без мыслей, но чтобы ещё углубить своё погружение, я продолжаю произносить формулы АТ: "Ноги тяжелые", "Руки и ноги теплые". Чувствую, как ноги наливаются тяжестью, а потом кожа рук и ног нагревается, как будто их пригревает весеннее солнышко. Далее идёт формула "Солнечное сплетение излучает тепло" и мгновенно внутри живота, в области желудка становится горячо, как будто я на голодный желудок выпил рюмку водки. Тепло разливается на весь живот, грудную клетку, да и вообще всё тело согревается этим горячим источником. В принципе целевое состояние самогипноза к этому моменту уже достигнуто и следующие формулы "Сердцебиение спокойное и ровное", "Дыхание спокойное и ровное" имеют оздоровительный эффект. При их произнесении я мысленно смотрю в область сердца и наблюдаю спокойное ритмичное биение своего сердца и свободное лёгкое дыхание. Я уже не чувствуешь какого то углубления транса и следующая формула "Лоб приятно прохладный" служит подтверждением нахождения в состоянии самогипноза, так как в обычном состоянии невозможно почувствовать прохладу лба. Когда я произношу последнюю формулу АТ мой лоб от виска до виска становится прохладным, как будто на него положили мокрое полотенце.

Всё время пока я занимаюсь АТ моё сознание находится в полной темноте, как будто моё тело - это комната с выключенным светом. Я ощущаю своё тело изнутри, но я ничего не вижу и не пытаюсь воображать. Это состояние лёгкого самогипноза. Самое долгое сколько я находился в таком состоянии примерно два часа, обычно намного меньше. Это состояние не стабильно. Из него легко выйти просто начав размышлять. То есть дать себе простые приказы, заготовленные заранее типа "Я спокоен", "Я молод и здоров", "Я уверен в себе" можно, не выходя из этого состояния, а если начать придумывать что бы себе ещё такого приказать, то придумывать ты уже будешь в обычном состоянии и твои приказы не подействуют.
 
Последнее редактирование:
На мой взгляд, всё что связано с трансовыми состояниями - гипноз, самогипноз, медитация до сих пор засекречено, так как с помощью введения в транс можно управлять людьми. Именно поэтому для обучения и нужен учитель, реально владеющий техникой погружения в транс. Он может непосредственно ввести вас в это состояние, если посчитает вас достойным учеником. В ином случае он будет вас кормить сказками, что в трансе нет ничего необычного, типа любой человек бывает в трансе, когда задумается или смотрит фильм или при пробуждении ото сна. Медитируй и попадёшь в транс. На самом деле всё наоборот, только погрузившись в транс можно медитировать.

Изменённые состояния сознания изучались наукой. Больше всего знаний у врачей анестезиологов, наркологов, психиатров. Стадии наркоза и стадии гипноза - это очень похожие состояния сознания. Я несколько раз был под наркозом и потому я узнаю в своём состоянии самогипноза начальную стадию наркоза, когда ты всё слышишь и соображаешь, но твоё тело начинает обволакивать комфортом и сознание начинает проваливаться в пустоту.
В самогипнозе тоже можно провалиться в пустоту и это будет обычный сон, но можно сохранять сознание и наблюдать, как бы со стороны.
 
Последнее редактирование:
И. Г. Шульц был психиатром и гипнотерапевтом. У него было много пациентов, а гипноз отнимает много времени и вот при проведении групповых сеансов он решил учить пациентов самих вводить себя в гипноз. Именно для этого и предназначалась его аутогенная тренировка. С подготовленными таким способом пациентами можно было легче и быстрее работать. Для меня АТ стало единственной методикой - ключом, открывшим мне дверь в подсознание. Потому я и рекомендую эту практику, так как на собственном опыте убедился в её эффективности.

Научившись в входить в состояние транса, можно находится в нём и с открытыми глазами и выполняя привычные не слишком сложные движения. Я например делаю ритуалы "Око откровения" в состоянии транса. Так же днём я смотрю на чёрную точку на стене 3 - 15 минут, войдя в транс. Я вычитал, что это упражнение сделает мой взгляд магическим. Я пробовал петь мантру ОМ в состоянии транса. Ощущения не плохие, но этот звук немного шокирует окружающих, так что я пока отказался от этого. Предпочитаю беззвучную медитацию.
 
Последнее редактирование:
В состоянии самогипноза, в которое я вхожу благодаря аутогенной тренировке, я занимаюсь самовоспитанием и самолечением с помощью гипнотических установок. Установки общего характера я поизношу всегда: "Я спокоен", "Я уверен в себе", "Я молод и здоров". Это как "Отче наш".

Далее я произношу установки, которые необходимы мне в данный момент. Когда болели почки, я направлял внимание на них и говорил "Почки здоровы, работают отлично". Так же любой больной орган можно лечить, например, если беспокоит кожа, можно сказать "Кожа здоровая и чистая", "Кожа упругая и красивая", "Моя кожа светится здоровьем". Если тянет выпить, то можно твердить "Я свободен от алкогольной зависимости", "Я равнодушен к алкоголю".

Я как то разбирал старую мебель и прищемил кончик пальца, так что он почернел, опух и в нём пульсировала боль. В самогипнозе я произносил установку "Мой палец здоров" и палец удивительно быстро приобрёл естественный цвет и форму и перестал болеть.

Какие то установки действуют сразу, какие то только через некоторое время или вообще не действуют, но во всяком случае в состоянии самогипноза все внушения действуют намного лучше, чем в состоянии бодрствования.

Даже если не делать никаких внушений, всё равно выходя из состояния самогипноза, чувствуешь себя немного другим человеком. Можно сравнить с тем, как когда приезжаешь из поездки в другой город, то смотришь на всё немного другими глазами.
 
Применяя это можно видеть или предсказывать события будущего по наитию и так далее.

Вот кстати, в одной из книг было:

Предвидение будущего
После нескольких лет практики, многие из вас, могут столкнуться с эффектом предвидения, так же некоторые, возможно почувствуют эту способность гораздо раньше.
Это очень трудно объяснить, но на самом деле, многие вещи в этом мире, являются совсем другими, чем кажутся нам.
Вот, например, время и события.
Время, и развитие событий, всегда, каждую секунду, предполагают некоторую инвариантность.
В определенный момент практики, начинаешь четко осознавать, что будущее не всегда скрыто туманом.
Появляется чувство, что можешь сказать и понять, что случится в следующий момент времени.
Это очень сильно напоминает, одновременный просмотр нескольких программ, на разных телевизионных экранах. Можно смотреть один вариант, но ты видишь сразу несколько, поначалу такое сильно путает, и вводит в растерянность.
Обычно, подобное предвидение, требует определённой концентрации усилий, концентрации воли, но иногда озарения приходят внезапно.
Самое страшное, когда ты можешь прочитать человека, увидеть его дальнейшую жизнь или смерть.
После регулярного выполнения ритуалов, с определенной уверенностью, можно будет понять, в некоторых моментах, что некоторый, даже мало знакомый вам человек, находится в опасности.
В каждый момент времени, вы будете видеть несколько вариантов развития событий, и это очень сильно досаждает и усложняет жизнь.
Предвидение, касается не только определенных людей , но и каких-то более значительных событий.
Жить с возможностью видения будущего, очень и очень тяжело, от этого невозможно отвернуться или забыть.
Порой озарения носят случайный характер, но иногда, как я писал, их можно вызвать усилием воли.
Так же, вызывает сильные сложности в повседневной жизни, разрозненная цепочка будущих событий, которую наблюдаешь постоянно.
Видение будущего, затрагивает подчас окружающих тебя людей, твоих близких друзей и знакомых, в некоторые моменты, когда сморишь на человека, и, с определенной уверенностью можешь сказать, что с этим человеком произойдет в ближайшем будущем.
Иногда, такие прогнозы не сбываются, чаще же, сбываются только приблизительно, не так, как казалось сначала.
Все же, стоить отметить, будущее инвариантно, и не предопределено заранее, однако, есть что-то, что позволяет нам заглянуть за темные шторы, вперед во времени.
Это некая общность социальных шаблонов. Люди, действительно, довольно предсказуемы в своем поведении, и ключ, к пониманию будущего человека, или социальной группы, находится в характере, прошлом опыте данной социальной группы или избранного индивидуума.
По моему мнению, регулярные занятия практикой Возрождения, позволяют развить ментальный уровень человека настолько, что, он невольно, начинает улавливать подобные закономерности.
Я бы хотел подчеркнуть, что то, что кажется на первый взгляд мистикой, на самом же деле, не является, чем то необычным.
Возможности нашего сознания, еще не изучены полностью. Человеческая мысль и человеческая воля, действительно могут очень и очень многое.
Регулярная практика Возрождения, позволяет развить возможность предсказания, за счет развития ментальных возможностей, развития силы разума.
Вместе с этим, после регулярных занятий, вы обнаружите, как сильно повысилась ваша наблюдательность. Вы часто станете замечать, мелочи, на которые раньше не обращали своего внимания.
Например, цвет ковровой дорожки, рисунок тротуарной плитки, количество ступенек на лестнице, цвета зданий, дорожные знаки, и это, даже, если вы всегда ходите пешком.
Я, например, прогуливаясь, всегда обращаю внимание на дорожную разметку на шоссе, и смогу без труда, подсказать автомобилисту, как проехать к любой точке вблизи моего дома, кратчайшим путем.
Помимо того, что вы будете обращать внимание на ранее незаметные для вас детали, вы так же научитесь видеть взаимосвязи этими деталями.
Например, если вы видите пятно на асфальте и след от щеток, то вы сразу поймете, что у двигателя уборочной машины, протекает масло.
Это проявляется во всем. Человеческое сознание обладает одним странным свойством.
Оно не старается замечать ненужные детали, и человек, обращает свое внимание, только на то, что ему может пригодиться, чем он сможет воспользоваться, остальные же вещи, ускользают от его внутреннего взора.
Можно это назвать парадигмой восприятия.
При регулярном выполнении практики, вы сможете выйти за рамки этой парадигмы. Вы будете видеть множество дополнительных деталей, новых связей и процессов.
Если говорить о развитии ментальных способностей, как я уже заметил, развивается память и способность к обучению.
Более простым, становиться освоение новых тем и новых дисциплин.
Можно легко изучить иностранный язык, математику, любую другую науку или область творчества.
Я, например, научился рисовать.
Полагаю, что это связано, с увеличением плотности верхних главных вихрей. Именно эти вихри отвечают за творческие способности, за развитие ментальных навыков.

Я пишу только то, в чём уверен и меня трудно будет переубедить. Если вы не согласны с моими утверждениями, напишите своё мнение на этот счёт, при этом не стараясь выставить меня дураком. Если у вас есть конкретные вопросы, задавайте. А эти детские подтрунивания типа "Откуда такая информация?", "Почему вы так решили?" считаю неуместными в серьёзном диалоге. Я уже не в том возрасте, что бы ссылаться на авторитеты, я сам себе авторитет.

Это у вас осознание так действует?

Хочу поразмышлять о осознании. Этот термин часто употребляется в книгах по йоге. Что он означает? Есть знание, которое основано на памяти. Знать значит помнить информацию. Есть понимание, которое основано на размышлении, задавании правильных вопросов и поиска логичных ответов на них. Есть осознание, которое основано на озарении, вере. При осознании не возникает вопросов, сомнений. Осознание - это истинное знание, рождающее нерушимое внутреннее убеждение в чём то. Переубедить человека, осознавшего, что то почти невозможно, никакая логика не действует. Причём часто и он сам не может объяснить другим людям, что он осознал. Момент осознания всегда рождает бурю эмоций. Осознание - это подарок высших сил, а не результат работы ума.

Такая тема... Иногда в чём-то уверен на 100%, а потом всё оказывается наоборот.

Одна сторона "Око" Ян, другая сторона медитация ин. Око активная, медитация пассивная. Они противоположные по действию на человека, но при совместной практике уравновешиваю ин и ян, то есть идеально дополняют друг друга, в чем проявляется их единство.

Цель медитации для меня- это стать спокойным и уравновешенным человеком и я чувствую, что я всё делаю правильно. Я стал намного дружелюбнее, уравновешеннее, спокойнее.

И в другой теме вы писали, что Око делает человека более активным и агрессивным.

У меня есть отзывы, что практика делает человека более спокойным.

И самое главное, у меня есть личный опыт, что практика делает меня более спокойным. Объяснение простое, общее омоложение. Когда мы стареем, мы становимся более раздражительны. Ну и наоборот соответственно.

Но вы не пытайтесь переубедить словом. Вы пишите, что всю жизнь практикуете аутомедитацию, так вы на полгода оставьте только Око, и сравните.
 
И в другой теме вы писали, что Око делает человека более активным и агрессивным.
Не "Око", а Ян более активная. Любая физическая активность в том числе и "Око" - это Ян. Только при избытке Ян человек будет слишком активным и агрессивным. Если у вас недостаток Ян, то есть вы очень пассивный, безразличный ко всему человек, то физические упражнения пойдут вам на пользу и сделают вас более активным.
Если вы раздражительны и агрессивны, то наоборот лучше помедитировать и успокоится, что соответствует Ин.
Когда практикуете одновременно практики Ин и Ян, то они уравновешиваются, то есть у вас и сила Ян нарастает и в то же время вы можете контролировать эту силу с помощью противоположной силы Ин.
Но вы не пытайтесь переубедить словом.
Что значит переубедить? Я излагаю свои мысли, размышляю. Вот вы не со всем согласны и аргументы приводите. Я вас понимаю. Это ваше законное право. Это и есть нормальный диалог, обмен мнениями.
 
Последнее редактирование:
Вы пишите, что всю жизнь практикуете аутомедитацию
Я так же писал, что только последние полгода благодаря обучению по книге И. Г. Шульца "Аутогенная тренировка" у меня стало получатся входить в изменённое состояние сознания. До этого особой пользы от медитации я не получал, так что мне есть с чем сравнить. С другой стороны я выбрал аутогенную тренировку, а не китайский дзен буддизм, так как информация по дзен очень обширна и противоречива, а аутогенная тренировка понятна и в ней нет противоречий. Можно сравнить аутогенную тренировку с ремеслом, любой желающий может научится и применять на практике с пользой для своего здоровья.

Китайский дзен основан на вере. Нужно поверить в его ничем не доказуемые постулаты: в реинкарнацию, в высшую реальность, в возможность просветления, может быть не в этой жизни, а через несколько жизней. Всё это просто слова, ничем не доказуемые, скорее всего банальная ложь. А что такое просветление по сути - изменённое состояние сознания. Ничего вокруг тебя не меняется, но ты видишь всё по другому. Тоже самое происходит при приёме ЛСД, например.

Наукой это изучено достаточно хорошо. Допустим, с помощью энцефалографа изучали продвинутых в медитации буддийских монахов. Сначала снижается частота бета волн и усиливается частота альфа волн, что соответствует отключению внутреннего диалога и включению образного мышления. Словами Павлова отключается вторая сигнальная система, а активируется первая сигнальная система. Мышление становится похожим на мышление маленьких детей или животных. Так же как дети и животные, вы начинаете испытывать радость от простого бытия: вы сыты, здоровы, в тепле, в безопасности, да просто живы, в конце концов - это же и есть настоящее счастье.

Вот допустим Адам и Ева в Райском саду не знали добра и зла, что это значит? Только то, что уровень их умственного развития не позволял им различать добро и зло, потому они были безгрешны, так же как все животные. Их никто не выгонял из Рая, но когда они поумнели и стали различать добро и зло, то Рай превратился в то, что мы видим вокруг. Они стали видеть последствия своих действий. Грех в переводе значит ошибка. Люди стали видеть свои ошибки-грехи, что доставляет им страдания. Чем более мы умнем, тем больше наша жизнь становится похожа на Ад. "Многие знания — многие печали" - слова царя Соломона из Библии. Подобные слова есть в Йога-сутрах Пантаджали: "Для обладающего способностью различения все есть страдание, ибо все причиняет боль либо как следствие поступка, либо как ожидание утраты счастья, либо как новое желание, пробужденное воспоминанием о счастье, либо как противопоставление качеств." В дзен буддизме двойственность видимо означает тоже самое.

Таким образом, достичь нирваны, "Царствие небесное" или слиться с Абсолютом означает войти в изменённое состояние сознания, при котором отключается вторая сигнальная система, фильтр, который навешивает на всё вокруг ярлыки "хорошо" - "плохо" и можно видеть и ощущать реальность непосредственно такой какая она есть.

Какой я сделал вывод из своих размышлений. "Нирвана" и "Царствие небесное" - это ни какое то место в космосе или в другом измерении, а особое изменённое состояние сознания. Самый известный, а возможно единственный безопасный способ достичь изменённого состояния сознания - это гипноз. Поэтому я изучаю самогипноз. Для меня это просто хобби, развлечение. Сами подумайте, занимаясь медитацией, молитвой или самогипнозом мы просто изменяем электрическую активность мозга, изменяем направление движения электрических импульсов в нейронах мозга. В этом нет ничего эзотерического или метафизического, никакой другой реальности, никаких других измерений. Так что это не стоит того, что бы тратить на это всё своё время. В то же время польза трансовых состояний в том, что они действуют на мозг, как перезагрузка на компьютер. Завершаются запушенные, но не используемые более программы, вы снова адекватно начинаете воспринимать мир и запускать в голове новые программы, более соответствующие настоящему моменту.

Занимаясь утром "Око", я подготавливаю тело, а занимаясь после этого медитацией, я готовлю сознание к новому дню.
 
Последнее редактирование:
Это у вас осознание так действует?
Осознание - это очень редкая штука. Это похоже на удар молнии. При этом иногда восклицают "эврика!", "нашёл!". Про такого человека говорят, что на него "снизошло озарение!", "осенило!". Вот недавно меня осенило: "Счастье - это наблюдение развития!". Эта мысль так внезапно и чётко возникла у меня в голове, как будто кто то очень авторитетный мне это сказал и я осознал, что это без всяких сомнений так и есть. Мне хотелось прокричать на весь мир, что я открыл секрет счастья. Всё больше не надо мучится вопросом о том, как стать счастливым, ответ найден!

Для меня эта фраза не требовала ни каких объяснений и доказательств, она содержала в себе всё, весь смысл. Я сказал жене эту фразу, а она не поняла в чём прикол, что я такого осознал, что имело бы хоть какой то смысл и хоть какую-нибудь ценность. Я пытался ей объяснить, что вот ты например завела котёнка и наблюдаешь, как он растёт развивается, познаёт мир и ты будешь счастлива. Тоже самое ты можешь наблюдать своё развитие, допустим обучаясь музыке, и каждый раз поднимаясь на новую ступень ты будешь счастлива. Оказалось, что ещё одно обязательное условие счастья - это любовь, то есть только наблюдая развитие того, что ты любишь ты будешь счастлива. Любимое дело, любимое существо. Наблюдая развитие чего безразличного или неприятного счастлив не будешь, а может даже и несчастным станешь. Допустим, если фирма твоего конкурента быстро развивается - это не очень приятно.

В общем, ты осознаёшь идею, сразу полное знание. Это можно сравнить с книгой. На обложке книги название. Название книги - это и есть идея. А за этой идеей может быть много страниц, на которых автор пытается развернуть эту идею, так что бы она стала понятна другим людям. Автору всё понятно, а вот читатели не всегда могут понять, что он имел ввиду, даже прочитав всю его книгу.

Так что осознание - это индивидуальное, лично тебе данное знание. Откровение данное свыше.
Такая тема... Иногда в чём-то уверен на 100%, а потом всё оказывается наоборот.
Это не относится к осознанию, а только к простому логическому знанию. Вот у вас было какое нибудь озарение? Не так что вы где-то прочитали, поразмыслили и поняли, а так что ни с того, ни с сего вам в голову пришла новая идея, которая сразу открыла вам смысл какого то слова или понятия? Такое есть в дзен буддизме при решении коана. Ты думаешь над коаном пока не дойдёт до тебя что он значит. У каждого ученика в итоге будет своё объяснение, но это не значит, что у кого то верное у кого то неверное знание. Просто каждому будет открыто свое индивидуальное знание.
 
Вот я осознал, что счастье это наблюдение за развитием того, что любишь. Как это знание можно использовать?

Если мы будем наблюдать развитие чего то внешнего, то это развитие временное. Всё в этом мире развивается до какой то степени, а потом начинает разрушаться. Так что такое счастье будет временным, а потом сменится сожалением или страданием от утраты.

Другое дело если мы будем наблюдать своё внутреннее духовное развитие. Этот процесс может быть бесконечным. Что бы быть счастливым, нужно любить самого себя и духовно развиваться. Почему именно духовное, а не физическое или умственное развитие? Потому, что развитие тела и ума может быть только временным. Как бы мы ни старались, со временем тело и ум начнут увядать. Наблюдать развитие своего тела и ума можно в молодости, а потом, что бы оставаться счастливым, нужно переключится на наблюдение развития духовного. Вечна только душа.

Путь духовного развития я уже описал, так как я осознал это ранее. Упражнениями развиваем контроль тела, при этом, стараемся понять, что тело это лишь инструмент ума. Далее развиваем контроль ума, который включает чувства, эмоции, мысли. Следующий этап развитие контроля личности, этот уровень включает все ваши твёрдые внутренние убеждения, идеи, сокровенные мечты, верования. В чём заключается контроль личности? Мы пробуем менять свои убеждения, идеи, мечты, верования. Если нам это удаётся, то мы сможем понять, что наша личность это не что то цельное и не рушимое, а лишь функция сознания, программа записанная в мозг в процессе воспитания. Выше личности душа. Качества души нельзя изменить. Они заложены Богом.

Путь духовного роста - это путь к себе, к своей собственной сути. Этот путь нельзя пройти читая книги или делая физические упражнения. Это невозможно сделать в обычном состоянии сознания. Что бы пробиться сквозь толщу своих мыслей, чувств, эмоций, внушённых нам из вне убеждений, идей, страхов, желаний к своей изначальной вечной и неизменной душе, нужно изменить состояние своего сознания, создать внутри своего сознания отдельную сущность - наблюдателя, который сможет увидеть всё со стороны. Потом, когда всё станет понятно, то вам уже не нужен будет этот наблюдатель, так как он тоже функция ума. Точка вашего осознания переместиться из области ума в область души и будет видеть всё духовным оком, без искажения фильтрами, без иллюзий.
 
Подумал сейчас, что уровни осознания можно попытаться объяснить с помощью уровней абстракции.
Абстракция - это обобщение общих признаков предметов или явлений.

Первый уровень абстракции - это имя, название.
Вот вы увидели камень. Слово камень - это уже абстракция, так как очень много видов камней и они имеют очень много общих признаков. Более высокий уровень абстракции будет, если мы скажем на камень минерал. Минералов ещё больше видов, они включают и камни и соли и много чего ещё. Ещё более высокий уровень абстракции камня - это вещество. Слово вещество очень абстрактное, так как веществ очень много. Высший уровень абстракции камня - это слово материя. Камень - это материя, но так же и всё вокруг нас - это материя.

Возьмём слово кошка. Это первый уровень абстракции. Много на свете разных кошек, но кошка - это так же животное, более высокий уровень абстракции. Самый высокий уровень абстракции кошки - это существо, но дохлая кошка - это существо, но также и материя. То, что делает существо живым - это душа. Душа - это наивысший уровень абстракции живых существ. Если обобщить душу и материю, то это будет самый наивысший уровень абстракции - Бог. Слово Бог включает в себя вообще все абстракции.

Человек - это живое существо, потому, поднимаясь по уровням абстракции, он может осознать свой наивысший уровень абстракции - душу.

Выше я писал, что Адам и Ева были глупыми, потому не знали добра и зла, но это не значит, что когда в медитации мы отключаем вторую сигнальную систему, мы становимся глупыми. Наш интеллект остаётся на том же уровне, но мы поднимаемся на более высокий уровень абстракции, начинаем мыслить очень обобщёнными абстрактными понятиями. Условно говоря, мы начинаем читать не отдельные слова в книге, а сразу содержание глав книги. Глядя на камень мы будем видеть материю, а глядя на кошку мы будем видеть душу.
 
Последнее редактирование:
Какова же практическая реализация пути к просветлению?

Очень подробно это описывает в своих книгах по йоге Шри Сатьянанда Сарасвати. В целом он рекомендует такой план ежедневного занятия: вначале динамические упражнения вроде 10 повторений "Сурья намаскар", затем пранаяма, в конце медитация. То есть одновременно начинаем осваивать, асаны, пранаяму и медитацию. Медитация - это главная практика, а остальное вспомогательные упражнения для подготовки тела и сознания к ней.

Вон Кью Кит рекомендует похожий путь вначале упражнения кунг фу, потом цигун - фактически дыхательная гимнастика, а в конце медитация в покое. Практиковать это нужно не по отдельности, а последовательно на одном занятии.

Насколько я помню, Карлос Кастанеда в своих книгах так же сочетал физические упражнения и работу с сознанием.

В тех книгах по буддийской медитации шаматха и випашьяна, что я читал, в "йога-сутрах Пантантжали", в "Бхагават-гите", в "Евангелие" вообще нет упоминания о необходимости физических упражнений или дыхательной гимнастики для духовного роста. Из чего я делаю вывод, что физические и дыхательные упражнения предназначены не для духовного роста, а для здоровья тела.

В книге Келдера "Око откровения" так же говорится о том, что шесть ритуалов - это подготовка к медитации. В издании 46 года есть инструкция по медитации на звуке Ом. Эта медитация сопровождается медленным глубоким дыханием, поэтому её так же можно считать и дыхательной гимнастикой. Плюс в книге даны указания по оригинальной, больше нигде не встречающейся практике мантрам, в которой спонтанная медитация используется для программирования подсознания.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что если нас заботит только красота и здоровье тела, то достаточно только физических упражнений, а если мы хотим духовно развиваться нужно медитировать. При этом нужно понимать, что если слишком усердно стремится к духовному росту, то скорее всего это не будет способствовать вашему материальному процветанию, а может быть даже и наоборот. Так что всё должно быть в меру. 15 минут на физические упражнения и дыхательную гимнастику и столько же на медитацию достаточно для того, что бы оставаться здоровым, уравновешенным и адекватным человеком.

Достичь просветления, насколько я понял - это как выиграть в лотерею. Можно покупать лотерейные билеты на все свои деньги и ничего не выиграть, а можно купить один билет и выиграть. Так и с просветлением. Ежедневные многочасовые занятия йогой и медитацией не дают никакой гарантии. Так же я понял, что просветление не постоянное состояние. Оно может длится один миг или несколько часов, но постоянно находится в этом состоянии невозможно.

Я планировал практиковать, как и рекомендовано в книге Келдера "Око откровения", Ом медитацию, но моих домашних очень шокировало это. Я подумал, что беззвучное глубокое дыхание может в какой то мере заменить медитацию Ом. Помедитировать можно отдельно во время отдыха после ритуалов "Ока". Практиковать мантрам, я не могу так как у меня вообще нет такого, что бы в голове без моего ведома крутилась одна и та же мысль. Обычно у меня в голове или пустота, или я что то целенаправленно обдумываю. Как я медитирую, я описывал чуть выше.
 
Последнее редактирование:
Никаких аналогов мантрам нет. http://hesychasm.ru/library/strannik/ Эта книга используется в монастырях в качестве учебника по иисусовой молитве. Молитва - христианская медитация. В ней написано какие способности может открыть ежедневная практика медитации посредством иисусовой молитвы.
Спасибо за ссылку. Было интересно почитать.

Я так понял, что цель практики иисусовой молитвы создать стойкую ассоциацию молитвы с биением своего сердца. И тогда слыша стук своего сердца, будешь слышать молитву. Твоё сердце как бы будет непрерывно молиться Богу. Хоть это и похоже на мантра-медитацию, но это чисто религиозное действие - посвятить каждый стук своего сердца Богу.

Помню когда познакомился к кришнаизмом, долго крутил в голове мантру "Харе Кришна" и чувствовал, что она мне как то помогает в жизни. Жизнь казалась легче, как будто увеличивалась везучесть. Потом я решил вместо "Харе Кришна" так же крутить в голове "Господи помилуй", но я заметил, что христианская молитва не давала такого эффекта, а так же её было немного труднее читать и она быстрее надоедала. Вроде бы всё то же самое - крутишь слова в уме, но всё же оказалось что разница есть. "Харе Кришна" прославление Бога, "Господи помилуй" просьба о помиловании.

Прочитав инструкцию по иисусовой молитве, я вчера попробовал её попрактиковать. Сначала я мысленно читал её полный вариант в такт с дыханием, потом, как и рекомендовалось, погрузился вниманием в своё сердце и стал читать сокращённый вариант в такт с ритмом сердца. Очень быстро от этого пульс стал очень сильным, не только в груди, но и в животе, и в руках, и в голове. Сердце прямо таки стало "прыгать" в груди. Стало страшновато и я решил больше не заниматься этим. Медитация на пустоте мне как то больше нравится, чем этот "Страх господень". Может дело привычки.
 
Последнее редактирование:
Сначала я мысленно читал её полный вариант в такт с дыханием, потом, как и рекомендовалось, погрузился вниманием в своё сердце и стал читать сокращённый вариант в такт с ритмом сердца.
Это лишнее. Всё, что касается дыхания нужно делать очень осторожно, чтобы не навредить себе. Лучше с инструктором. И надо понимать образность написанного. Сердце и ум это одно и то же. Но не надо понимать это буквально.
 
И надо понимать образность написанного. Сердце и ум это одно и то же. Но не надо понимать это буквально.
Не согласен. Запомнил, что в инструкции ясно написано "место сердца под левым сосцем". То есть сердце - это буквально сердце, а ум - это концентрация внимания.
"СВОД ОТЕЧЕСКИХ УРОКОВ.

В заключение всего предлагаем свод изложенных в книге сей отеческих уроков.
Вот что указали нам отцы, как способ производства молитвы и условия успеха в ней:

Частость, т. е. многократное повторение молитвы Иисусовой.
Внимание, или погружение ума во Иисуса Христа с отгонянием других помыслов.
Перемену молитвенных слов, т. е. произношение Иисусовой молитвы иногда полной, иногда же сокращенной.
Повременность, т. е. чтоб были то молитва, то чтение псалмов, то сидение, то стояние с простертием рук, то опять молитва Иисусова и послеобеденное чтение отцов.
Хождение пред Богом, т. е. чтоб всегда ощущать присутствие Божие и при всяком действии помнить о Боге.
Отвержение мира, при воспоминании о смерти и о молитвенной сладости.
Непрестанное призывание имени Иисуса Христа во всяком случае и времени, если наедине, то гласно, а при людях одним только умом.
Засыпание на одре с Иисусовой молитвою.
Наружную молитву о внутренней, т. е. испрашивание у Господа помощи к усердию и откровению в сердце внутренней молитвы.

Итак, душа, желающая обрести внутреннюю молитву и жаждущая непрерывного соединения и сладчайшего общения со Иисусом Христом, приди, решись и исполняй наставления св. отцов таким образом:

1) Сядь или лучше стань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении.
2) Пред началом положи несколько поклонов и не распускай членов.
3) Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием.
4) Сведи ум из головы в сердце и говори: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", тихо, устами, или одним умом, как тебе будет удобно, говори не спешно с благоговейным страхом.
5) Старайся в это время, сколько возможно, хранить внимание и не принимай в ум никаких мыслей, ни худых, ни добрых.
6) Имей спокойное терпение, положив стоять долго с забвением всего.
7) Держи умеренное воздержание и коленопреклонение делай по силе
8) Держись молчания.
9) После обеда понемногу читай Евангелие и тех отцов, кои рассуждают о внутреннем делании и молитве.
10) Сон имей часов 5 или 6 в сутки.
11) Иногда наружною молитвою испрашивай действия внутренней.
12) Не касайся такого рукоделия, которое рассеявает.
13) Чаще поверяй свои опыты по отеческим наставлениям.

"Господи! подаждь доброте моей силу", - восклицал некогда св. пророк Давид. Воскликни и ты душа моя: Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебе бо есть и еже хотети и еже деяти; да помощию и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приуготовлю их в обитель Тебе Триединому!"
То есть задача соединить в уме стук сердца с молитвой. Потом, когда при каждодневной практике будет создана стойкая ассоциация стука сердца с молитвой, вы уже будете слышать в груди параллельно стук сердца и молитву, даже не произнося молитву специально. Другими словами стук сердца будет постоянно напоминать о молитве. Можно назвать это выработкой рефлекса. Как у собаки Павлова: лампочка загорелась - потёк желудочный сок, так и здесь: услышал стук сердца, мысленно произнёс молитву. Это очень хитро придумано я считаю.
Если правильно дышите никаких осложнений не должно быть.
Дело не в дыхании, а в том что, когда я концентрируюсь на сердце, оно начинает сильнее биться. Странник также несколько раз упоминает, что при помещении ума в сердце, у него появляется боль в сердце. Вот цитата из второго рассказа:
"сердце, при обыкновенном своем биении, начало как бы выговаривать внутри себя молитвенные слова за каждым своим ударом, например: 1) Господи, 2) Иисусе, 3) Христе, и проч. Я перестал устами говорить молитву, и начал с прилежанием слушать как говорит сердце; помня, как толковал мне покойный старец, как это было приятно. Потом начал ощущать тонкую боль в сердце"
 
Последнее редактирование:
Всё, что касается дыхания нужно делать очень осторожно, чтобы не навредить себе. Лучше с инструктором.
То что с дыханием нужно быть осторожным полностью согласен. Можно ориентироваться по самочувствию, не нужно допускать гипервентиляции и сильной гипоксии, не должно быть головокружения и чувства недостатка воздуха. Если соблюдать это правило, то вреда не будет.

А вот насчёт инструктора проблема. Дело в том, что у меня нет доверия никому из людей, так как я очень часто сталкивался с обманом. Я учусь, анализируя разную информацию: книги, фильмы, мнения разных людей на форумах, личное общение с людьми и наблюдения за их поведением, наблюдение за окружающей средой. Из всей этой информации я ищу общие закономерности, аналогии, принципы. Потом, если что то показалось мне полезным, проверяю на практике. Это называется научный метод.

"Око откровения" Келдера и "Аутогенную тренировку" Шульца я считаю очень полезными для своего здоровья. Это логически обоснованные понятные практики, очень много положительных отзывов, нет вреда даже при длительном использовании. Я проверил их на собственном опыте и убедился в их эффективности.

В йоге, цигун, религии много полезной информации, но много и противоречий, много положительных, но также много и отрицательных отзывов, при длительной практике возможен вред и для тела и для психики.

Иисусова молитва возможно не хуже аутогенной тренировки, а для христианина даже и лучше, но просто так из любопытства её практиковать я больше не буду, так как пока нет желания по своей воле становиться зомби. Ведь христианство затягивает ничуть не меньше любой другой религиозной секты.

У меня много знакомых христиан, общался иногда со служителями церкви, даже как я писал ранее мой брат 30 лет монах и уже наверно какой то высокий сан имеет в монастыре, но вот о методе молитвы изложенном в рассказах странника по вашей ссылке я услышал впервые. Может исихаизм - это секретная монастырская техника и простым мирянам не очень то и подходит?
 
Последнее редактирование:
Спасибо за ссылку. Было интересно почитать.

Я так понял, что цель практики иисусовой молитвы создать стойкую ассоциацию молитвы с биением своего сердца. И тогда слыша стук своего сердца, будешь слышать молитву. Твоё сердце как бы будет непрерывно молиться Богу. Хоть это и похоже на мантра-медитацию, но это чисто религиозное действие - посвятить каждый стук своего сердца Богу.

Помню когда познакомился к кришнаизмом, долго крутил в голове мантру "Харе Кришна" и чувствовал, что она мне как то помогает в жизни. Жизнь казалась легче, как будто увеличивалась везучесть. Потом я решил вместо "Харе Кришна" так же крутить в голове "Господи помилуй", но я заметил, что христианская молитва не давала такого эффекта, а так же её было немного труднее читать и она быстрее надоедала. Вроде бы всё то же самое - крутишь слова в уме, но всё же оказалось что разница есть. "Харе Кришна" прославление Бога, "Господи помилуй" просьба о помиловании.

Прочитав инструкцию по иисусовой молитве, я вчера попробовал её попрактиковать. Сначала я мысленно читал её полный вариант в такт с дыханием, потом, как и рекомендовалось, погрузился вниманием в своё сердце и стал читать сокращённый вариант в такт с ритмом сердца. Очень быстро от этого пульс стал очень сильным, не только в груди, но и в животе, и в руках, и в голове. Сердце прямо таки стало "прыгать" в груди. Стало страшновато и я решил больше не заниматься этим. Медитация на пустоте мне как то больше нравится, чем этот "Страх господень". Может дело привычки.
Дышите во время практик как можно глубже, Вам это поможет.
 
Дышите во время практик как можно глубже, Вам это поможет.
Я когда был пчеловодом, то столкнулся с тем, что опытные пчеловоды часто подшучивают над новичками, давая вредные советы. То посоветуют опилок насыпать в улей, чтоб пчёлы не роились, то летки в жару закрыть, да много чего можно придумать для смеха. Ну это ничего, для жизни не опасно. А вот когда я в сан. части служил, был у нас один дежурный фельдшер, который всех считал симулянтами и подшучивал, давая, например, от поноса снотворное или от температуры даст горький левомицетин разжевать. К нему боялись обращаться и он всю ночь спокойно спал на дежурстве, зато после его дежурства у нас намного больше работы было.

Тут похоже подобные традиции, кто советует глубже дышать, кто наоборот. Кого слушать непонятно. Хорошо, ещё, что я привык своим умом жить, а не слепо следовать советам.

По моим наблюдениям, контролировать движения и дыхание полезно только при обучении концентрации внимания, но что бы достичь более глубоких стадий в медитации, нельзя надолго сосредотачиваться на чём то внутри своего тела, так как тело реагирует на ваше внимание. Особенно это касается дыхания, сердцебиения, кишечника, так как их естественная автоматическая работа нарушается. Лучше сосредоточиться на абстрактных понятиях или воображаемых объектах, тогда организм будет работать автоматически и ничто не будет мешать медитации.
 
Последнее редактирование:
Читая форум наткнулся на упоминание атма-вичары - практики исследования своего Я. Буквально - это задавание себе вопроса: "Кто Я?". Я ранее сталкивался с такой психологической техникой, но никак не думал, что она может привести к просветлению, но ознакомившись с учением Рамана Махарши, я понял, что это ,возможно, мощная штука и причём очень сильно коррелирует с моей картиной мира.

Основной вопрос "Кто Я?" Рамана Махарши дополняет предварительной работой с наводящими вопросами "Что не является мной?", "Кто воспринимает?", "Кто испытывает эмоцию?", "Кто думает?", "Кто действует?". Вопросы риторические, так как очевидный ответ на первый вопрос: "Все объекты и процессы во внешнем и внутреннем не являются мной", на остальные вопросы очевидный ответ: "Я". Тогда нужно задать основной вопрос "Кто Я?". На него не нужно отвечать умом, а нужно затаится, прислушаться, почувствовать это "Я", осознать "Я есть", "Я существую". "Кто Я?" - это и вопрос и ответ, так как "Я", как объект не существует. "Я" это пустота и в тоже время источник всего, что не является мной.

По мнению Рамана Махарши "Я" не нуждается в просветлении оно уже просветлено. Просветления ищет ум, но он не "Я" и потому он не может достичь результата. Нужно развернуть ум к его источнику вопросом "Кто Я?" и тогда обернувшись он увидит свой источник. Это и будет просветление и освобождение.
 
Во время аутогенной тренировки и медитации я наблюдаю за своими мыслями и заметил, что мысли, как и речь, могут отличаться по громкости и скорости. Особенно я это заметил в последние три дня, когда стал практиковать атма-вичару.

Громкие или явные и самые медленные мысли - это когда мы "говорим про себя". Эти мысли, как и речь легко поддаются волевому контролю. Мы легко можем их остановить или изменить их содержание.

Средние по громкости мысли возникают в контексте громких и являются как бы комментариями к тому, что мы говорим вслух или про себя. Они намного более быстрые. Они предваряют и подготавливают, то что мы хотим сказать. Когда мы говорим, они корректируют речь, оценивают ваши слова с разных точек зрения. Это этакий мысленный консилиум с несколькими участниками. Напрямую волей их остановить нельзя, но обычно это внутреннее обсуждение через некоторое время само собой заканчивается, если ничего не говорить про себя и не давать этим мыслям повода для их активации.

Мысли так же могут быть не в виде слов, в в виде различных образов, которые тоже могут отличатся по силе и яркости. В детстве и молодости у меня в голове было больше образов, чем слов, но с возрастом моё мышление всё более абстрагировалось от образов конкретных объектов, заменяя их абстрактными понятиями. Мне стало очень трудно создавать мысленные образы, так что с этим видом мыслей мне сейчас даже не приходится иметь дело.

Самые тихие мысли могут быть вообще не связаны с вашими явными размышлениями. Это поток сознания или подсознание. Эти мысли могут течь несколькими потоками как медленно так и с огромной скоростью. Заметить их можно только остановив все явные мысли и очень внимательно наблюдая за внутренним пространством. Они проявляются как лёгкие облака на ясном небе, как дымка над водой. Они очень лёгкие и незаметные. Когда обращаешь внимание на один поток он останавливается, но рядом незаметно течёт другой поток. Когда его замечаешь он тоже останавливается. Думаешь, всё нет мыслей(а это тоже мысль), но потом замечаешь ещё один поток. Получается какая то игра ума в догонялки или в прятки со своими мыслями.

Я заметил, что вопрос "Кто Я?" настолько мощно останавливает все виды мыслей, что можно сравнить его с рубильником, который отключает сразу все приборы в доме. Все мысли, как бы захваченные врасплох, замирают, так как вопрос "Кто Я?" задаёт ум, а ответить он не может, так как ум не "Я", а поток мыслей. Что бы услышать ответ, ум(поток мыслей) поворачивается к своему источнику и ждёт. Тогда Я осознаю, что Я есть, а мыслей нет, то есть мой ум это не Я. Истинное "Я" не может ответить на вопрос мыслью, так как мысль это функция ума. Получается чистое осознание "Я", пустота, самадхи. Через мгновение мой ум опять начинает свою деятельность и заполняет собой пустоту, но если продолжать эти занятия, то надеюсь эти моменты самоосознания станут более продолжительными.
 
Последнее редактирование:
Стал иногда задавать себе вопрос "Кто Я?" и в бодрствующем состоянии вне медитации. Он так же разворачивает внимание внутрь, но не так глубоко, как в медитации. Начинаешь замечать некоторые особенности своего мышления. Например то, что эмоциональные реакции, это громкие мысли, которые ум ещё не успел подготовить с помощью быстрых мыслей. То есть внутренний диспут не успевает закончиться и побеждает тот участник, который громче всего кричит - внутренний ребёнок или даже внутреннее животное. Участников внутреннего диспута очень много и они слишком противоречивы и многословны - это все роли которые вы, когда то играли в жизни или в своём воображении. Им нужно больше времени, что бы договориться и выдать взвешенный ответ. В свете данного моего открытия, совет отвечать, только сосчитав до пяти, звучит более чем мудро.

Допустим, я выдал эмоциональную реакцию, а потом до меня дошло, что можно было дать более адекватный ответ. Внутренний родитель или воспитатель начинает меня укорять - это уже эмоция сожаления, совесть. Допустим, я подождал пять секунд и ответил более обдуманно, но внутренний ребёнок останется недоволен - это эмоция обиды. Так что я вижу, что эмоции - это тоже по сути мысли, работа ума, а не какое то отдельное свойство психики.