• Уважаемые посетители! Вы находитесь на сайте, который посвящен тибетской практике «Око возрождения». Другое название: «Пять тибетских жемчужин». Практика «Око возрождения» является мощной системой оздоровления, омоложения, очищения и повышения энергетики организма. Регулярное выполнение 5 ритуалов может не только восстановить ваше здоровье, но и дать вам новые возможности в духовном и энергетическом плане. На сайте, в файловом архиве «Ресурсы», вы можете скачать книгу Питера Кэлдера «Око возрождения», и «Пять тибетских жемчужин» Кристофера С. Килхэма. А также почитать интересные статьи близкие по теме. Данный сайт создан для общения людей заинтересованных этой практикой, а также для популяризации данной методики оздоровления. С уважением, администрация сайта.
  • Для регистрации на форуме используйте Телеграм-канал - «Око возрождения»

Вопрос к Кате (все что имеет отношение к Цигун)

1. Можете мне дать ссылку или привести название книги где есть подробное описание упражнений ОКА в Йоге? Интетересно почитать Йоговский вариант ОКА.

Я уже несколько лет не занимаюсь Йогой, поэтому, к сожалению, уже и не помню где и что можно найти.

2. Можете мне растолковать или спросить у Вашего учителя что значит с точки зрения ЦИГУН и движения энергии прижатие (наклон) головы к груди? Это способ беспрепятственного движения ЦИ в голову или наоборот барьер, жесткая преграда поступления ЦИ в голову?

Это могу объяснить и я :)
Прижатие подбородка к груди в Йоге называется джаландхара бандха или шейный замок. Делается он (с точки зрения Цигун) для того, чтобы стимулировать подъем энергии вверх, т.к. на затылке находиться труднопроходимая застава (одна из трех существующих). Если же делать его долго, то в голове может скопиться избыток ци, что может привести к головным болям и т.п. Ведь такое положение позволяет поднять энергию сзади вверх и не позволяет ей спуститься спереди вниз (пока положение подбородка сохраняется). Таким образом с одной стороны открывает, а с другой - наоборот.

Уважаемая Катя,

Спасибо за ответ.
1. Насколько я понял, что прижатие головы к грудине позволяет подняться энергии в голову, но одновременно закрывает опускание ее по переднесрединному меридиану в нижний Даньтянь. Другими словами это движение позволяет поднять энергию в голову и там ее оставить. Я прав?
Тогда получается, что опускается энергия по переднесрединного меридиану в нижний Даньтянь при вертикальном положении положении головы и языком прижатым к верхнему небу. Правильно?
2. Вопрос. Для чего в традиции ЦИГУН нужен круговорот энергии из нижнего ДАНЬТЯНЯ через точку Хуэйинь по позвоночнику в верний Даньтянь а затем опускание энергии опять в нижний Даньтянь?
3. При дыхательных упражнения ЦИГУН почти всегда используется (например при брюшном дыхании при вдохе расслабляется точка Хуэйинь а при выдохе поджимается) напряжение тазового дна и точки Хуэйинь. Вопрос насколько сильно? Это чисто физическое сжатие или только мысленное? Если сжатие физическое и сильное, то это барьер для движения энергии, не так-ли? А если только мысленное, то что это? Может это уровень физического сжатия на пример 50% от 100% возможного физического сжатия? Интересен Ваш опыт, Вы ведь практикуете ЦИГУН, а это одна из базовых вещей.

С уважением,

Калипсо.
 
1. Насколько я понял, что прижатие головы к грудине позволяет подняться энергии в голову, но одновременно закрывает опускание ее по переднесрединному меридиану в нижний Даньтянь. Другими словами это движение позволяет поднять энергию в голову и там ее оставить. Я прав?

Да.

Тогда получается, что опускается энергия по переднесрединного меридиану в нижний Даньтянь при вертикальном положении положении головы и языком прижатым к верхнему небу. Правильно?

И это да. Относительно положения языка, его нужно держать прижатым к небу не только когда энергия опускается вниз (т.е. во время упражнения), а вообще всегда, кроме времени когда мы разговариваем.

2. Вопрос. Для чего в традиции ЦИГУН нужен круговорот энергии из нижнего ДАНЬТЯНЯ через точку Хуэйинь по позвоночнику в верний Даньтянь а затем опускание энергии опять в нижний Даньтянь?

Это одна из основных практик в Цигун и называется она Малый Небесный круг (МНК). Для чего например, в нашем теле циркулирует кровь? Вот и энергия должна циркулировать по той же причине, ведь она даже первична чем материя. Если Ци плохо циркулирует в теле, то возникает ее застой, а как следствие болезнь.
А вот каналы, которые составляют цикл вращения МНК, управляют всеми обычными каналами, которые связаны со всеми органами. Если в них достаточно энергии, и она циркулирует, то и у обычных каналах будет достаточно Ци, а значит, организм будет здоров.
Это конечно, короткое объяснение вопроса, и только с точки зрения здоровья.

3. При дыхательных упражнения ЦИГУН почти всегда используется (например при брюшном дыхании при вдохе расслабляется точка Хуэйинь а при выдохе поджимается) напряжение тазового дна и точки Хуэйинь. Вопрос насколько сильно? Это чисто физическое сжатие или только мысленное? Если сжатие физическое и сильное, то это барьер для движения энергии, не так-ли? А если только мысленное, то что это? Может это уровень физического сжатия на пример 50% от 100% возможного физического сжатия?

Ну, во-первых, далеко не во всех дыхательных упражнениях используется поджатие т. Хуэйинь. Я за несколько лет выучила достаточное количество даосских дыхательных упражнений чтобы так говорить.
Поджатие этой точки используется для конкретных целей, а в обычном брюшном дыхании она специально не подтягивается. Когда же подтягивание используют, то оно больше мысленное чем физическое, хотя бывает и больше физическое, здесь все зависит от конкретного упражнения.

Интересен Ваш опыт, Вы ведь практикуете ЦИГУН, а это одна из базовых вещей.

Все что написала и есть мой личный опыт.
 
Уважаемая Катя,

Спасибо за быстрый и обстоятельный ответ.
У меня есть еще вопросы.
1. Я думаю, что Вы знакомы с книгой Цеттнерсаня "Любовные секреты даосизма" Там упоминается прежде всего упражнение "ОЛЕНЬ", а затем несколько предложений написано об упражнениях "ЖУРАВЛЬ" и "ЧЕРЕПАХА", а также упоминается упражнение "бессмертное дыхание". Если об упражнении "ОЛЕНЬ" написано достаточно много и разобраться можно, то о других упражнениях информации там крайне мало. Знаете ли Вы что-нибудь о них, если да то можно ли описать их (конечно их правильное выполнение) на страницах форума или сбросить инфу о них на мой личный ящик? Если у Вас такой информации нет, можете ли Вы обсудить это с Вашим учителем, чтобы он рассказал об их правильном выполнении?
2. Интересно Ваше мнение вот очем. В упражнение Малый Небесный Круг (МНК) не используется прижатие головы к грудине, а казалось бы это так естественно. Большее количество ЦИ поступает в голову на выдохе и большее ее количество спускается в Нижний Даньтянь. Таким образом общее количество ЦИ можно в организме увеличить, (Вы сами писали, что чем больше ЦИ в организме, тем он здоровее) но это не делается. Должно быть разумное объеснение этому. Какое интересно?
3. В ЦИГУН есть "магические" числа повторений 9, 18, 36, 72, 108 сумма чисел которых равна всегда 9-ти. Счем это связано, должно быть этому тоже разумное объяснение. Интересно какое?

С уваженеим,

Калипсо
 
Спасибо за быстрый и обстоятельный ответ.
Пожалуйста :)

1. Я думаю, что Вы знакомы с книгой Цеттнерсаня "Любовные секреты даосизма"
А вот и не угадали :) я с ней не знакома. Попробую спросить у Учителя, может он ее читал.

а также упоминается упражнение "бессмертное дыхание"

Об этом я слышала. Знаю, что это очень высокий уровень практики, и что при выполнении "бессмертного дыхания" легкие не должны работать, и так много минут, часов, или даже дней подряд.

3. В ЦИГУН есть "магические" числа повторений 9, 18, 36, 72, 108 сумма чисел которых равна всегда 9-ти. Счем это связано, должно быть этому тоже разумное объяснение. Интересно какое?

Да, я тоже когда-то задавалась этим вопросом, и мне его никто не мог объяснить до того как я начала заниматься по системе Чжэнь Дао.
Здесь все дело в том, что 9-ка, согласно китайской нумерологии, это высшее число Ян (дальше ведь идут уже комбинации цифр от 0 до 9). А цель даосской традиции это достижение "тела света", т.е. когда даже физическое тело состоит из чистой энергии Ян, также считается, что дух у обычного человека Инь, а нужно чтобы был Ян. Вот исходя из всего этого, что человек стремиться обрести как можно больше Ян и упражнения выполняются по 9 и кратное раз.

Надо бежать по делам, на 2-й вопрос отвечу чуть позже.
 
Уважаемая Катя,

Еще один вопрос с Вашего позволения.
Вы конечно знаете, что есть два основных типа дыхания в ЦИГУН - так называемое "буддиское" и "даосское".
Я знаком с чисто внешним физическим их выполнением. Вопрос в чем их основное различие с точки зрения движения ЦИ и назначения. Когда какое используется и для чего?
Мое понимание их различия заключается в следущем. Я исхожу из принципа. Куда кровь туда и ЦИ. И вот что у меня получается. Буддиское дыхание предполагает на вдохе растяжение передней стенки живота а значит и расслабление абдоминальных органов и следовательно наполнение их кровью (движение стенки здесь как насос для крови), а значит и ЦИ. При выдохе абдоминальные органы сжимаются, кровь из них выдавливается, а значит и ЦИ исходит из них и ее можно направить куда хочешь, не так-ли?
При даосском дыхании при вдохе передняя стенка живота и диафрагма сдавливает абдоминальные органы, выдавливая кровь и ЦИ, которую можно отправить куда угодно, а при выдохе и расслаблении живота, кровь наполняет эти органы, вызывая приток ЦИ. Я прав?
И то и другое может управлять потом ЦИ, так в чем же их различие в назначении? Почему в разных упражнения используется или одно или другое? Этому должно быть разумное объяснение.
Я на пример вижу только одно но существенное различие. Даосское более эффективно с точки зрения количесва ЦИ, которое можно "выкачать" из абдомильных органов, так как при этом идет их более сильное сдавливание как диафрагмой так и передней стенкой живота, соответственно затем большее количество ЦИ поступает во внутренние органы при выдохе. При буддийском дыхании при выдохе идет сдавливание абдоминальных органов только животом без участия диафрагмы.
Конечно это механистическое объяснение, у Вас гораздо больший опыт, а значит и более разумное будет и объяснение. Жду Ваших комментариев.

С уважением,

Калипсо
 
Вот добралась до компа.

Отвечу сначала на предыдущий вопрос.

2. Интересно Ваше мнение вот очем. В упражнение Малый Небесный Круг (МНК) не используется прижатие головы к грудине, а казалось бы это так естественно. Большее количество ЦИ поступает в голову на выдохе и большее ее количество спускается в Нижний Даньтянь. Таким образом общее количество ЦИ можно в организме увеличить, (Вы сами писали, что чем больше ЦИ в организме, тем он здоровее) но это не делается. Должно быть разумное объеснение этому. Какое интересно?

Все дело в том, что это положение в Цигун иногда все же используется для того чтобы энергия могла пройти область затылка, а вот когда она уже делает это легко, то потребность в этом движении отпадает. Еще в этом движении есть один недостаток, Ци может скапливаться в голове, а также мозг должен быть готов принимать много энергии, иначе возникнут побочные явления (я о них писала выше).
А вот количество Ци этим упражнением не увеличишь, для этого нужно выполнять другие методы. МНК прочищает каналы тем количеством энергии, которая есть, а также улучшает циркуляцию того что уже есть, но не способствует накопление Ци.

Вы конечно знаете, что есть два основных типа дыхания в ЦИГУН - так называемое "буддиское" и "даосское".

Да, знаю. И Вы правильно выразились "так называемое", ведь это искусственное разделение и оно некорректное, в даосской традиции не используют такие названия, говорят о прямом и обратном типе дыханий. Говорю так, потому что сама когда-то консультировалась по этому вопросу с Учителем, и он мне все подробно объяснил.

Я знаком с чисто внешним физическим их выполнением. Вопрос в чем их основное различие с точки зрения движения ЦИ и назначения.

Это первый самостоятельный тест, который нам задает Учитель, мы практикует прямое дыхание, затем обратное, а он затем спрашивает в чем между ними разница "с точки зрения движения ЦИ и назначения" (точно как Вы и сформулировали :) )
Если мы не отвечаем, то он говорит, что значит вы еще не прочувствовали их до конца, нужно еще заниматься.


Буддиское дыхание предполагает на вдохе растяжение передней стенки живота а значит и расслабление абдоминальных органов и следовательно наполнение их кровью (движение стенки здесь как насос для крови), а значит и ЦИ. При выдохе абдоминальные органы сжимаются, кровь из них выдавливается, а значит и ЦИ исходит из них и ее можно направить куда хочешь, не так-ли?
При даосском дыхании при вдохе передняя стенка живота и диафрагма сдавливает абдоминальные органы, выдавливая кровь и ЦИ, которую можно отправить куда угодно, а при выдохе и расслаблении живота, кровь наполняет эти органы, вызывая приток ЦИ. Я прав?

Мне кажется, что здесь дело совсем не в этом. По крайней мере, когда я ответила правильно Учителю относительно различения дыханий, и он мне еще немного кое-что прояснил, то речь у нас шла совсем о другом, и никак не пересекалась с тем, что пишите Вы.

Я на пример вижу только одно но существенное различие. Даосское более эффективно с точки зрения количесва ЦИ, которое можно "выкачать" из абдомильных органов, так как при этом идет их более сильное сдавливание как диафрагмой так и передней стенкой живота, соответственно затем большее количество ЦИ поступает во внутренние органы при выдохе.

Нет, нет, это не так. Цель дыхание совсем-совсем не заключается в "выкачивании" энергии из органов, это я могу сказать точно. Для органов движение диафрагмы позволяет их промассажировать.

И то и другое может управлять потом ЦИ, так в чем же их различие в назначении? Почему в разных упражнения используется или одно или другое? Этому должно быть разумное объяснение.


Конечно это механистическое объяснение, у Вас гораздо больший опыт, а значит и более разумное будет и объяснение. Жду Ваших комментариев.

Да, разумное объяснение существует и оно вполне логично. Учитель просит не объяснять полностью начинающим, чтобы они учились чувствовать самостоятельно, а не придумывали, то что им говорят. Поэтому, уж не обессудьте, я отвечу кратко: прямое дыхание лучше уравновешивает Ци, а обратное - активизирует.
 
Катя, сколько длится один цикл вращения по МНК?
Или, если циркуляция по МНК привязана к циклам дыхания,
за сколько дыхательных циклов осуществляется оборот?
 
Катюня!
В цигуне дуб дубом... 8)
Вопрос .
Как тебе живется в совском обществе?
Это важный вопрос, так как ,кроме упражнений надо себе зарабатывать на жизнь...
И разделяет ли твой любимый твои взгляды на жизнь? :-*
 
Катя, сколько длится один цикл вращения по МНК?
Или, если циркуляция по МНК привязана к циклам дыхания,
за сколько дыхательных циклов осуществляется оборот?

Вначале вращение МНК связано с дыханием, на вдохе - вверх, на выдохе - вниз. Так получается, что за один дыхательный цикл - одно вращение. Когда этот этап отработан, то начинают практиковать вращение независимо от дыхания.
 
В цигуне дуб дубом... Крутой

Ну, может после чтения этой темы, что-то проясниться ;) ::)

Как тебе живется в совском обществе?
Это важный вопрос, так как ,кроме упражнений надо себе зарабатывать на жизнь...
И разделяет ли твой любимый твои взгляды на жизнь? Целующий

Честно говоря, неплохо живется :) Общаюсь с интересными людьми, с единомышленниками, есть Учитель, любящий муж, что еще нужно :)
На жизнь я зарабатываю достаточно, еще и на семинары и на ритриты и т.п. хватает.
Да, с мужем мне повезло, он меня понимает и поощряет мои занятия.
 
Катя, спасибо за ответ!
В литературе встречается такой прием, когда МНК прорабатываеся не сразу целиком, а отдельными участками.
Для чего так делается?
 
Катя, спасибо за ответ!
В литературе встречается такой прием, когда МНК прорабатываеся не сразу целиком, а отдельными участками.
Для чего так делается?

Если каналы МНК плохо проходимы, то имеет смысл двигаться пошагово, от одной точки к другой, т.е. как Вы и сказали "отдельными участками", но это только в начале. Хотя есть и более лучшие (действеннее) методы, чем тот, что описывает Мантек Чиа (я у него встречала описание такого варианта выполнения, о котором Вы спрашиваете).
 
Катя, спасибо за ответ!
В литературе встречается такой прием, когда МНК прорабатываеся не сразу целиком, а отдельными участками.
Для чего так делается?

Если каналы МНК плохо проходимы, то имеет смысл двигаться пошагово, от одной точки к другой, т.е. как Вы и сказали "отдельными участками", но это только в начале. Хотя есть и более лучшие (действеннее) методы, чем тот, что описывает Мантек Чиа (я у него встречала описание такого варианта выполнения, о котором Вы спрашиваете).

Интересные приемы облегчения циркуляции по малой орбите есть в книжке "Ци терапия - Путь к новому сознанию и телу" Автор: Тосихико Яяма. К сожалению в электронном виде не встречал, все собираюсь отсканерить, да руки не доходят...
 
Интересные приемы облегчения циркуляции по малой орбите есть в книжке "Ци терапия - Путь к новому сознанию и телу" Автор: Тосихико Яяма. К сожалению в электронном виде не встречал, все собираюсь отсканерить, да руки не доходят...

Слышала об этой книге, но не читала, было бы интересно узнать, что автор в ней предлагает.
 
Уважаемая Катя,

1. Ваш ответ по поводу различия прямого и обратного дыхания и их назначения в ЦИГУН откровенно говоря мало что мне разъяснил. Хорошо, если Вы не можете рассказать об этом на форуме, то может дадите ссылки на книги, где можно было бы найти ответ? Может Вы напишете мне об этом на личную почту?
2. Еще вопрос. Мышцы в теле могут расслаблены или напряжены. Напряжение мышц - это барьер для прохождения ЦИ с точки зрения ЦИГУН? Соответственно расслабление мышц - это направление движения ЦИ? Верно ли утвержденеи, что напрягая и расслабляя нужные группы мышц можно передвигать ЦИ в нужном направлении?
3. Чем являтся задержка дыхания с точки зрения ЦИГУН? Это возможность оставить ЦИ в нужном месте, органе при задержке дыхания и концентрации на этом органе или месте?

С уважением,

Калипсо
 
1. Ваш ответ по поводу различия прямого и обратного дыхания и их назначения в ЦИГУН откровенно говоря мало что мне разъяснил. Хорошо, если Вы не можете рассказать об этом на форуме, то может дадите ссылки на книги, где можно было бы найти ответ? Может Вы напишете мне об этом на личную почту?

Я нашла ответ на этот вопрос в личной практике, ,и честно говоря, не помню, есть ли в какой-либо книге полноценное объяснение.
Не подумайте, что я увиливаю от вопроса, но здесь получается щекотливая ситуация. Я еще раз повторюсь:
Это первый самостоятельный тест, который нам задает Учитель, мы практикует прямое дыхание, затем обратное, а он затем спрашивает в чем между ними разница "с точки зрения движения ЦИ и назначения" (точно как Вы и сформулировали Улыбающийся )
Если мы не отвечаем, то он говорит, что значит вы еще не прочувствовали их до конца, нужно еще заниматься.
и следующее:
Да, разумное объяснение существует и оно вполне логично. Учитель просит не объяснять полностью начинающим, чтобы они учились чувствовать самостоятельно, а не придумывали, то что им говорят. Поэтому, уж не обессудьте, я отвечу кратко: прямое дыхание лучше уравновешивает Ци, а обратное - активизирует.
Поэтому, полагаю, что я не вправе нарушать просьбу Учителя и лишать Вас самостоятельного опыта.

2. Еще вопрос. Мышцы в теле могут расслаблены или напряжены. Напряжение мышц - это барьер для прохождения ЦИ с точки зрения ЦИГУН? Соответственно расслабление мышц - это направление движения ЦИ? Верно ли утвержденеи, что напрягая и расслабляя нужные группы мышц можно передвигать ЦИ в нужном направлении?

Думаю, что здесь не все так просто. Например, человек может быть расслаблен, а Ци застаивается, а еще бывает, что используя напряжение привлекают и концентрируют энергию в какой-то части тела.

3. Чем являтся задержка дыхания с точки зрения ЦИГУН? Это возможность оставить ЦИ в нужном месте, органе при задержке дыхания и концентрации на этом органе или месте?

Думаю, что Вы правы, мой опыт также об этом говорит.
 
Поэтому, полагаю, что я не вправе нарушать просьбу Учителя и лишать Вас самостоятельного опыта.
Дело даже не столько в опыте, а в том, что очень многие увлекаются теорией, пытаются комбинировать системы - и при этом не освоиваЮТ базовых вещей. На которые как ни крути, а нужно время, хотя бы пару лет постоянных занятий.
 
Катя, я прочла термин "дыхание нижними ребрами". Это- брюшное дыхание?
Заранее спасибо.
 
Катя, я прочла термин "дыхание нижними ребрами". Это- брюшное дыхание?
Заранее спасибо.
Какая же все- таки ты умная!!!!
У меня че то ребра не дышат.... :-*
 
Катя, я прочла термин "дыхание нижними ребрами". Это- брюшное дыхание?
Заранее спасибо.

Думаю, что да, ведь нижние ребра в брюшном дыхании как раз задействуются.
 
Уважаемая Катя,
Еще пару вопросов.
1. Какое Ваше обычное дыхание в повседневной жизни? Прямое, обратное или грудное?
2. Какова длительность дыхания (вдоха-выдоха) в режиме упражнений и в повседневной жизни? Оно кратное 3-ке?
3. Упражнение МНК делается до тех пор пока оно не перейдет в режим повседневного (автоматического) дыхания, а только потом переходят к другому упражнению?

С уважением,

Калипсо
 
Катя, я прочла термин "дыхание нижними ребрами". Это- брюшное дыхание?
Заранее спасибо.
Какая же все- таки ты умная!!!!
У меня че то ребра не дышат.... :-*

Redding, я от Вас просто балдею. На полном серьезе. Сори за офтоп...
 
1. Какое Ваше обычное дыхание в повседневной жизни? Прямое, обратное или грудное?
Прямое, ведь именно оно считается естественным.
2. Какова длительность дыхания (вдоха-выдоха) в режиме упражнений и в повседневной жизни? Оно кратное 3-ке?
Когда выполняю упражнения, то иногда доходит до 5 дыхательных циклов в минуту, в повседневной жизни чаще.
А почему оно должно быть кратное 3-ке, я о таком никогда не слышала?
3. Упражнение МНК делается до тех пор пока оно не перейдет в режим повседневного (автоматического) дыхания, а только потом переходят к другому упражнению?
МНК только на начальном этапе связано с дыханием, а затем уже нет. Также я знаю, что уровней освоения и открытия МНК очень много. Поэтому, я не совсем поняла Ваш вопрос.
 
Когда выполняю упражнения, то иногда доходит до 5 дыхательных циклов в минуту, в повседневной жизни чаще.
А почему оно должно быть кратное 3-ке, я о таком никогда не слышала?

МНК только на начальном этапе связано с дыханием, а затем уже нет. Также я знаю, что уровней освоения и открытия МНК очень много. Поэтому, я не совсем поняла Ваш вопрос.

Уважаемая Катя,

1. Миром правят вибрации, у даосов написано, что вечны только изменения. Все изменения и вибрации цикличны. Ци также циклична, вот почему для правильного (максимально полного) усвоения ЦИ организмом нужны соответствующие циклы (длительности) вдоха, задержки, выдоха. В связи с этим у меня и возникло предположение о 3-ке. Помните магические циклы повторений 9, 18, 36, 72, 108. Вы наверное знаете, что такое резонанс в природе, так (мое предположение) ЦИ из внешнего мира наиболее полно передается, если ее внешние колебания соответствуют циклам вдоха, задержки, выдоха человека. Ведь при цикле вдохе-выдох происходит колебание организма также. Потому и вопрос, какие на Ваш взгляд должны быть длительности вдоха-выдоха, что говорит ЦИГУН по этому поводу? На мой взгляд - это один из базовых элементов в ЦИГУН. Что говорит по этому поводу Ваша школа ЦИГУН?
2. Правильны ли мои ощущения. Когда я начинаю делать цикл вдох-выдох при прямом дыхании и начинаю сознательно растягивать и замедлять вдох и выдох, то при какой-то определенной частоте вдох-выдох я начинаю ощущать как нечто вязкое (это не ощущение вдыхамого воздуха, а скорее ощущение течения воды внутри) движется в организме при вдохе из головы в нижний ДАНЬТЯНЬ, а при выхохе из нижнего Даньтяня в голову по траектории МНК. Это ощущение (движение) ЦИ? Если да, то это и есть оптимальная частома вдоха-выдоха? Как Вы ощущаете ЦИ внутри себя? Какие у Вас признаки ее существования и движения?
3. Об МНК. Это все-таки некая автоматическая программа движения ЦИ. Сначала мы принудительно с помощью дыхания и мысленной визуализации движения ЦИ приучаем организм работать по этому циклу, а затем в определенный момент после значительного времени практики это движение ЦИ в организме происходит автоматически? Это похоже на обучение прямому дыханию. Сначала мы сознательно заставляем мышцы живота работать по определенной программе, а затем это становиться частью состояния организма. Я прав? Это тоже один из главных принципов в ЦИГУН (создание правильных программ движения ци о организме, сначала принудительно, а затем автоматически)?

С уважением,

Калипсо
 
Калипсо, я сегодня уезжаю, и буду с понедельника, тогда и отвечу на вопросы, а то еще надо собраться и все такое ;)