«В глубокойдревности были подлинные люди, которые обнимали Небо и Землю, держали в рукесилы Инь и Ян, дышали чистейшей энергией, стояли одиноко, оберегая в себе дух,а мышцы и плоть их были как бы одно. Поэтому они могли жить без конца, ибообладали они долголетием Неба и Земли. Так они жили в Дао.
В средней древности были совершенные люди,которые были непорочны в своих жизненных свойствах и целостны в своихпринципах. Они пребывали в гармонии с силами Инь и Ян, и четырьмя сезонами,отстранялись от всего суетного, накапливали в себе семя жизни и оберегалицелостность духа, странствовали среди Неба и Земли, внимали тому, что находитсяза Восьмью пределами мироздания. Так онимогли продлить свои годы, укрепить себя и тем самым приблизиться к подлинным людям.
Следом шли мудрыелюди, которые были сопричастны гармонии Неба и Земли, следовали принципамустроения Восьми пределов,сообразовывались с мирскими вожделениями, не держали в сердце обиды и гнева, впоступках своих не бежали от мира, в одеждах своих следовали приличиям, но вповедении своём не оглядывались на людские нравы. Вовне они не утомляли своётело, внутри они не напрягали разум, но пестовали в себе безмятежнуюудовлетворённость, почитая постижение себя истинной заслугой. Тело их не ведалоущерба, дух не ведал разброда, а потому срок их жизни исчислялся сотнями лет.
Следом шлидостойные люди, которые брали за образец Небо и Землю, образом жизни своей уподоблялись солнцу и луне,располагались навроде звезд на небе, умели различать действия Инь и Ян,разделять движения четырех сезонов…»
Так определяеткитайский трактат «Нейцзин» («Канонвнутреннего») всю иерархию внутренних образов человека, самую суть его,отразившую интимную правду жизни. Именно таким, воистину человечным становится,по мнению гениальных философов древности тот, кто, ступив на Великий Путь,превозмог себя, овладел своими мыслями, чувствами и поступками, вместил в себяцелый мир и воплотил в себе всю полноту жизненных свойств.
Можно иронизироватьпо поводу «мудрецов китайских» сколько угодно, но они, пожалуй, сумели отыскатьзаветную правду-матку и режут её во всеуслышание, совсем не опасаясь показаться кому-то смешными. Смешным, всравнении с их величием, скорее выглядит преобладающее большинство населенияпланеты Земля, погрязшее в сетях пресловутых обстоятельств и поэтому терзающих себя всевозможными химерами, чащевсего приносящем одни лишь страдания. Главное, подсознательно почти каждыйпонимает, что ничего сверхсложного в обретении счастья нет, однако не перестаётнадеяться ещё и на некое чудо. Хотя, если вдуматься, позиция «на бога надейся, а сам не плошай» весьмасомнительная. Просто «не плошать» человек, выходит, не в состоянии, а ведь куда проще изыскивать резервы не где-то взаоблачной выси, а внутри самого себя.
Тем и отличаются отостальных люди Пути, что нет в нихничего, по меткому выражению Ницше, «слишком человеческого». А как же иначе?Оставаться самим собой, пребывая в согласии со всем окружающим миром, можнолишь подогнав себя под всеобщий вселенский порядок, и тут важно не толькообрести живую внутреннюю связь между собою и Великой Пустотой, но и осознатьОдиночество. Мир-то все равно не переделаешь. Так не лучше ли просто следовать естественномуходу вещей, когда устал - спать, когда голоден – есть? Словом, не мучаться, отыскивая смысл жизни, аограничиться просто повседневным здравым смыслом. И не порицать тех, кто вобралв себя мудрость веков, а попытаться присутствовать в своих собственныхпоступках, чего большинство людей делать не в состоянии. Потому-то и предстаютв глазах остальных идущие по Пути «вечно другими», хотя, как сказано в том же«Каноне внутреннего», «сведущий в небесном непременно с вниманием рассмотритдела человеческие». И рассмотрев, откроет реальность подлинно человеческую, авслед за подлинным придет совершенное, мудрое и достойное. Вечно другое,поскольку неизменным в реальном мире остаётся только одно – бесконечнаяПеремена всех Перемен.