Я почему и спросил, видел, сколько формулировок у слова сила?
Я так понимаю, что нужен собирательный образ слова "сила" в человеческих отношениях?
Вот, на мой взгляд, годная статья, которая и описывает подобные отношения:
Про крутых и лохов.
Те, кто возмущен отсутствием справедливости в мире людей, могут утешать себя тем, что в мире животных ситуация еще хуже. Ведь что такое справедливость? Справедливость — это когда каждому воздается по заслугам. А как оценить заслуги каждого? Вот в чем вопрос, достойный Гамлета. Тем не менее, Природа нашла решение этого вопроса, хотя и крайне непривлекательное.
Если давать корм группе мышей, то скоро можно заметить, что лучшие и большие куски каждый раз достаются одним и тем же особям. Эти же особи занимают лучшие места для отдыха и имеют наибольшее количество спариваний. Другие особи довольствуются тем, что осталось от первых, третьи — тем, что осталось от вторых, и так далее. Таким образом, в группе мышей наблюдается внутригрупповая иерархия, определяющая доступ ко всевозможным ресурсам. Впервые подобная иерархичность была изучена на курах (за что иногда называется порядком клевания) — для доказательства своего «начальственного» положения «вышестоящая» курица клюет «нижестоящую», что, как правило, не вызывает протестов «снизу». Нижестоящая же курица клюет вышестоящую только в том случае, если оспаривает вдруг ее начальствующее положение. Таким образом, становится понятно, что иерархические ступени, на которых находятся особи, определяют не только доступ к ресурсам, но и вообще все.
Наличие такой иерархичности наблюдается у всех живых существ, ведущих мало-мальски групповой образ жизни — даже у амеб, и тех уже наблюдаются зачатки иерархичности. Места в этой иерархии в простонародье обозначают терминами «паханы», «мажоры», «крутые», «хозяева жизни» и т.д. — для высокопоставленных особей и «лохи», «лузеры», «неудачники» — для низкопоставленных.
Совершенно очевидно, что степень крутизны чрезвычайно важна для каждой особи — ведь от нее сильно зависит не только качество жизни, но, бывает, и само выживание. Поэтому члены группы в той или иной форме всегда ведут между собой борьбу в стиле «кто круче», или, как минимум, пытаются сохранить достигнутый уровень крутизны. Что характерно — чем выше крутизна, тем больше времени и сил особь вынуждена тратить на ее поддержание. Нередки случаи, когда крутые вкушают жизненных благ меньше, чем лохи — они настолько заняты борьбой, что ни на что другое сил и времени уже не остается. Однако крутой всегда сохраняет возможность (по крайней мере теоретическую) отнять у лоха любой кусок.
Положение, которое та или иная особь занимает в группе, зависит от соотношения «способности наезжать» данной особи и, разумеется, от таковых же способностей других особей группы. Т.е. понятно, что одна и та же особь в разных группах будет иметь разную крутизну. Крутизна, таким образом, — явление относительное, а способность наезжать — абсолютное.
Что такое способность наезжать (в дальнейшем — СН)? Понятно, что она тесно связана с физической силой, однако именно связана, но не определяется ей однозначно. Практически она зависит от большого количества особенностей особи — как врожденных, так и приобретенных, — которые мы рассмотрим ниже.
Поскольку иерархическое поведение проявляется у самых разных видов (и особенно у примитивных, практически неспособных к обучению), то можно с уверенностью утверждать, что СН дается особи уже при рождении. Причем поведение человека, характеризующее его как крутого или как лоха, начинает проявляться уже с первых дней жизни. Таким образом, поведение особи в иерархии регулируется врожденными поведенческими механизмами, т.е. инстинктами.
Решающим компонентом СН является уверенность в своем превосходстве вне зависимости от того, подкрепляется она каким-то действительными особыми достоинствами или не основана вообще ни на чем. В самом деле: (само)уверенность одного человека может запросто гипнотизировать другого (да и самого себя) — будь то уверенность студента перед экзаменом, водителя перед ГАИшником, гуру перед верующим и т.д.
Кстати сказать, все это неплохо обрисовано в фольклоре. Взять, к примеру, сказку о лисе в ледяной избушке и зайце в лубяной. СН у лисы была очень высокая — ее убоялся и волк, и медведь. Но у петуха она была еще выше — и лиса сразу убежала, хотя петух (даже с косой) — не опаснее медведя.
Обычно особь с большой СН с удовольствием и редким упорством занимается внутригрупповой борьбой, которая для нее нередко становится самоцелью. Лохам эта борьба гораздо менее приятна — они более уступчивы. Отсюда вытекает и другой параметр, влияющий на СН — это степень конфликтности (которая, очевидно, обратна уступчивости). Приемлемая для каждой особи величина конфликтной напряженности напрямую связана со способностью наезжать — чем ниже у особи эта способность, тем менее напряженный конфликт вызывает у нее надлом.
СН подразделяется на исходную, фактическую и имитируемую.
Исходная СН определяется, главным образом, наследственностью — к примеру, на нее сильно влияют природные уровни гормонов и нейромедиаторов (серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина, тестостерона, окситоцина и пр.) — и, в меньшей степени, условиями внутриутробного развития.
Фактическая СН сильно зависит от условий роста, воспитания, и других довольно случайных обстоятельств — везения, если угодно. Эти обстоятельства могут помешать реализации исходной СН, а могут поспособствовать полному ее раскрытию и даже усилению.
Поскольку СН определяется различными, в том числе слабо связанными друг с другом параметрами, то реальный иерархический облик особи может быть противоречивым — когда одни признаки указывают на высокую СН, а другие — на низкую. Эти признаки в общих чертах можно разбить на амбиции и возможности. Амбиции — это желание (жажда, если угодно) стать как можно более крутой особью в доступных и возможных иерархиях. Возможности — это способность (или неспособность) это желание реализовать.
Здесь же важно отметить такое свойство СН, как кооперативность, т.е. возможность сложения СН разных особей. Несколько слаженно действующих лохов могут превзойти одного крутого не только по физической силе, но и подавить его, так сказать, психически — точно так же, как если бы его подавляла отдельная, более крутая особь.
Из противоречивости СН прямо вытекает понятие имитируемой СН как совокупности сигнальных признаков (в специальной литературе такие признаки часто называют релизерами), очень часто второстепенных, но выраженных при этом настолько ярко, что они вызывают срабатывание инстинктов у других особей. Ведь инстинктивные механизмы не проводят сложного анализа — раз блестит, значит, золото. Хороший пример имитируемой СН — петух-лох с наклеенным гребнем. Такого все другие петухи воспринимают как крутого, но... стоит лишь отклеить гребень — и сразу становится виден лох. Другой пример: человек, страдающий нарциссизмом, может на кого-то из окружающих производить впечатление крутого. Но при этом он может быть напрочь лишен способности бороться за место под солнцем, которая составляет сущность крутых. И наоборот — дружелюбный человек, пусть даже неплохо устроившийся в жизни, может производить впечатление лоха.
Разные особи по-разному реагируют на разные проявления СН, т.е. чувствительность разных особей к разным сигнальным признакам, составляющим шаблон образа особи, может быть различной. Имитируемая СН может совпадать с фактической, а может и не совпадать. Происходит это потому, что, как известно, нервные структуры, реализующие инстинктивные модели поведения, возникли в глубочайшей древности — они устроены сравнительно просто и реагируют на обстановку очень поверхностно, путем сопоставления шаблонов. Особь может быть лохом по сути, но при этом обладать одним-двумя сигнальными (чисто внешними) признаками крутизны — тогда эта пара ярких визуальных признаков вполне может на кого-то подействовать (испугать), несмотря на объективно низкую СН.
Резюме:
Человеку, как и всем групповым животным, присуще образовывать иерархические социальные структуры, поведение в которых регулируется соответствующими инстинктами.
Способность занять ту или иную ступень в иерархии называется способностью наезжать (СН). У более диких особей СН определяется, главным образом, физической силой. Но у сравнительно высокоорганизованных существ — главным образом, глубинной уверенностью в своем праве быть выше всех. Эта уверенность является врожденной — в быту такую уверенность часто называют самомнением, часто не подкрепленным действительными достоинствами и ни на чем вообще не основанным.
Важнейшими «ингредиентами» способности наезжать (СН) также являются:
конфликтность (а точнее желание инициировать конфликты)
конфликтная устойчивость (а точнее способность выдерживать конфликты, навязанные извне) и
тесно связанная с вышеназванными факторами уступчивость (или неуступчивость), которая, однако, может быть и самостоятельным явлением.
В силу определенной независимости факторов, влияющих на способность наезжать (СН), возможны противоречивые проявления иерархического статуса, когда одни признаки указывают на высокую СН, а другие — на низкую.
При рождении особь уже обладает определенной способностью наезжать (СН), которая обусловлена как наследственностью, так и условиями внутриутробного развития, и является основой фактической СН, присущей уже взрослой особи.
Фактическая СН зависит от условий роста, формирования и воспитания особи, т.е. факторов, могущих как усиливать, так и ослаблять врожденные задатки.
Имитируемая СН определяется наличием у особи одного или нескольких второстепенных, но ярко выраженных признаков высокой или низкой СН. Имитируемая СН очень часто бывает иллюзорной, т.е. несоответствующим реальной способности особи к иерархической борьбе — полный лох может казаться крутым, а реально крутой — лоховатым.
СН нескольких особей может суммироваться так, что несколько лохов вполне могут «завалить» крутого.
(c) Нравственный ориентир.